Слуга Божий
Имя преподобномученицы Елисаветы Феодоровны знакомо, пожалуй, почти всем.
Имя преподобномученицы Елисаветы Феодоровны знакомо, пожалуй, почти всем. Менее широко известна личность преподобноисповедника Сергия (Сребрянского) — современника великой княгини, духовника Марфо-Мариинской обители, положившего немало трудов для ее становления. Он был ярким светильником веры и любви в страшные годы безбожия.
Отец Сергий говорил: « Плохих людей нет, есть люди, за которых особенно нужно молиться ». Такая искренняя и беззаветная любовь к людям всегда отличала его. На протяжении всей своей жизни он был верен Богу и служил людям, которые — образ Христов, окормляя и поддерживая многих, нуждающихся в молитвенной поддержке, добром слове и совете. Именно это страстное желание помогать людям глубоко и всецело и привело его к выбору священнического поприща. Отец Сергий (в миру — Митрофан Васильевич Сребрянский) родился 1 августа 1870 года в селе Трехсвятском Воронежского уезда Воронежской губернии. Несмотря на то, что его отец был священником и мать из священнической семьи, сам Митрофан Васильевич не спешил с выбором своего будущего служения. Он закончил духовную семинарию, а затем поступил в Варшавский ветеринарный институт. В Польше он познакомился с девушкой — Ольгой Владимировной Исполатовой, дочерью сельского священника. Они полюбили друг друга и в 1893 году обвенчались.
Митрофана Васильевича не покидали раздумья о том, как своей жизнью он может послужить на пользу людям. Именно эти мысли привели его к твердому и окончательному решению стать священником. 2 марта 1893 года Митрофан Сребрянский был рукопоположен в сан диакона, а вскоре и в священнический сан.
1 сентября 1897 года отец Митрофан был отправлен в город Орел и назначен настоятелем Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка. К слову, шефство над полком несла великая княгиня Елисавета Феодоровна, с которой их познакомят позже, в 1903 году — в Сарове на торжественном прославлении преподобного Серафима .
Отец Митрофан с матушкой Ольгой
С началом русско-японской войны драгунский полк, который окормлял отец Митрофан, был отправлен в поход на Дальний Восток. Не раздумывая, священник отправился на фронт вместе с солдатами, ставшими за все прошедшие годы ему родными. На войне он полностью разделил с ними и смертельную опасность, и тяготы служивой жизни. Известно, что, как только появлялась возможность, батюшка устанавливал походную церковь, где служил и горячо молился…
Во время войны отец Митрофан записывал свои впечатления и размышления в дневник, который частями издавался в журнале «Вестник военного духовенства». Позже целиком его труд вышел под названием «Дневник полкового священника, служащего на Дальнем Востоке». Благодаря этому произведению мы можем окунуться в атмосферу военных времен начала XX века, увидеть чуткого священника, от взора которого не ускользает ни красота русской природы, ни особенности разных городов и поселений, ни патриотизм воинов, которые с бесстрашием идут на врага, защищая Родину. Каждая строчка «Дневника» проникнута верой и любовью к Богу и Его мудрому Промыслу:
«Разве военная служба мешает искренно веровать в Бога, горячо молиться, соблюдать уставы святой Церкви, хранить чистоту помыслов, воздержание в слове, целомудрие, честность, трудолюбие, послушание, уважение к старшим?.. Конечно, нет. Она даже наиболее к этому-то и обязывает да еще прибавляет венец мученичества…», — пишет он в своем труде.
В 1905 году отец Митрофан назначен благочинным 61-й пехотной дивизии. В этой должности он прослужил до окончания войны. Затем священник возвращается вместе с полком в Орел. В 1906-м году отца Митрофана за выдающиеся пастырские заслуги, проявленные во время войны, возводят в сан протоиерея и награждают наперсным крестом на Георгиевской ленте.
Дальнейшие события жизни отца Митрофана неразрывно связаны с именем великой княгини Елисаветы Феодоровны. Преподобномученица, имея желание возвести Марфо-Мариинскую обитель, много трудилась над ее проектом. Ей поступило несколько вариантов от разных людей. Свой проект отослал и протоиерей Митрофан Сребрянский. Именно он больше всего пришелся по душе великой княгине, и был положен в основу устроения обители. Самого священника преподобномученица пригласила в Москву на место духовника и настоятеля храма в Марфо-Мариинской обители.
Преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна
Это предложение смутило отца Митрофана. Не желая отказывать великой княгине, он, однако, сильно скорбел, что придется расставаться с любимой паствой в Орле. За время, проведенное в этом городе, он достаточно узнал и полюбил каждого. Он сам писал об этом: «Бывало, кончишь давать крест после обедни, а народ все идет и идет. С одним побеседуешь, другой просит совета, третий спешит поделиться своим горем — и так тянутся часы... Матушка ждет меня обедать, да только я раньше пяти часов вечера никак из церкви не выберусь». По этому воспоминанию можно представить широту души самого священника, а также любовь и доверие, с которым относились прихожане к своему батюшке.
В один момент отец Митрофан решил даже отказать великой княгине. В ту самую минуту, как он помыслил это, у него отказала рука. Он понял, что Господь немощью вразумляет его за непослушание. Это повторилось еще раз при новой волне сомнений, тогда отец Митрофан твердо решил не противиться воле Божией и ехать в Москву. Заехав в Зосимову пустынь за благословением старцев, он отправился в столицу.
В Москве отец Митрофан положил много трудов по строительству храма, организации и обустройству Марфо-Мариинской обители, духовному окормлению сестер и заботе о сиротах и болящих. Великая княгиня Елисавета так писала о нем: «Он исповедует меня, окормляет меня в церкви, оказывает мне огромную помощь и подает пример своей чистой, простой жизнью, такой скромной и высокой по ее безграничной любви к Богу и Православной Церкви. Поговорив с ним лишь несколько минут, видишь, что он скромный, чистый и человек Божий, Божий слуга в нашей Церкви» . В другом своем письме она рассказывала государю: «Господь благословил это наше дело через священника, к которому в Орел издалека люди приезжали за утешением и поддержкой, — и вот оно мало-помалу начинается».
Марфо-Мариинская обитель благословением Божиим развивалась и ширилась… Пока не грянула революция.
Отец Митрофан в Марфо-Мариинской обители
По стране покатилась кровавая волна. С каждым месяцем нарастало напряжение не только вокруг обители, но и вокруг самой веры как таковой. В 1918 году великая княгиня Елисавета была арестована и вскоре приняла мученическую кончину от рук безбожников. Началось разорение обители, сестер сослали в разные города. Отец Митрофан с матушкой Ольгой принимают решение о монашестве. Их семейная жизнь была не просто счастливой или безмятежной. Их брак стал союзом двух чистых сердец, пылающих любовью к Богу. В «Дневнике полкового священника» есть трогательные строки, посвященные матушке:
«Оля, родная моя Оля! Так и звучат в ушах ее слова: «Хотя бы раз мы поссорились в нашей прошлой жизни, все бы легче было прощаться…» Да, жили душа в душу, и не только в смысле земной любви и общения, но и в высшем смысле: во все, во что верю я, верит и она, к чему стремлюсь я, что предпринимаю, она вполне разделяет… Как хорошо трудиться вдвоем: посмотрю на церковь, школу, дом — ее участие везде, везде… Благодарю ее за все прошлое счастье!»
По благословению Патриарха Тихона отец Митрофан пострижен в монашество с именем Сергий и возведен в сан архимандрита. Так ссудил Господь любящему пастырю пройти скорбным путем со своим народом. Трижды его арестовывают с последующей ссылкой: в 1923-м, 1925-м и 1930-м годах. Каждый раз причиной заключения отца Сергия становится донос о его исповедничестве веры и проповеди о покаянии и Господе. Он бесстрашно говорил людям о Боге, он не жалел слов, теплоты душевной, тела, которое могли уничтожить палачи — ради любви к ближнему и исполнения заповеди Божией.
В последний арест батюшку переселили в Северный край, в одну из деревушек на реке Пинеге. Сюда же к нему приехала и монахиня Елисавета, до пострига — его супруга, матушка Ольга, а также его духовная дочь — Мария Петровна Заморина. Здесь он трудился на лесоразработках и сплаве леса. Несмотря на ослабленное здоровье, отец Сергий с Божьей помощью выполнял полную норму, а иногда даже и объем работы нескольких человек. Укрепляемый благодатью и силой Господа архимандрит Сергий стал для многих людей, живших тогда рядом с ним, мудрым духовным наставником и молитвенником. Он для всех находил слова, чтобы укрепить и утешить, поддержать и наставить на путь истинный — путь веры, отрицания греха и служения Богу. К отцу Сергию за советом и молитвенной поддержкой обращались многие. Хорошие отношения сложились у него и с местным начальством. А сердце самого исповедника, неисчерпаемое, как и сама благодать Божия, несмотря на испытания и скорби, лишь все более возгоралось и пламенело в любви:
«Огромные ели, закутанные снежными одеялами и засыпанные густым инеем, стоят как зачарованные, такая красота — глаз не оторвешь, и кругом необыкновенная тишина... Чувствуется присутствие Господа Творца, и хочется без конца молиться Ему и благодарить Его за все дары, за все, что Он нам посылает в жизни, молиться без конца...», — вспоминал преподобноисповедник.
В 1933-м году архимандрита Сергия освободили. Он едет в Москву, но только на один день — проститься с разоренной Марфо-Мариинской обителью. На постоянное поселение отец Сергий, матушка Елисавета и Мария Петровна прибыли в село Владычня Тверской области. Там для отца Сергия начался период старчества. К нему за молитвенной поддержкой и советом приезжали многие люди. Господь наградил отца Сергия за смирение и исповедничество дарами прозорливости и исцеления.
Скончался архимандрит Сергий 5 апреля 1948 года. Его духовник, отец Квинтилиан, вспоминает, как сотни людей — не только женщин, но и мужчин — рыдали на отпевании любимого старца. Дороги из-за ранней весны и оттепели были разбиты, и больше походили на топкое болото из грязи. Поэтому тело до кладбища хотели везти на дровнях, однако при выносе гроб тут же подхватили люди, а сотни рук тянулись к нему, чтобы прикоснуться. При последнем целовании многие верующие прикладывали к мощам отца Сергия платочки, маленькие иконки, зная, что прощаются со старцем святой жизни.
Архимандрит Сергий (Сребрянский) был реабилитирован по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года. 19 сентября 1999 года канонизирован Русской Православной Церковью как местночтимый святой Тверской епархии, а в августе 2000 года Архиерейским Собором причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. В этом же году, 11 декабря, были обретены нетленные мощи преподобноисповедника Сергия. Сейчас они пребывают в Воскресенском кафедральном соборе города Твери.
Использованы материалы книги иеромонаха Дамаскина (Орловского) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия»
(А)
Последние новости
Погода в Альметьевске на 24 ноября
Население ожидает ясный день с умеренной температурой.
Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти представили план по модернизации общественного транспорта.
Уведомление от Управления по гидрометеорологии Татарстана
Обращение к гражданам о важной информации.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований