23.07.2022

Елабужская библиотека Серебряного века выступила инициатором уникального краеведческого проекта

Библиотека Серебряного века Елабужского государственного музея-заповедника продолжает листать страницы газет дореволюционного и советского периода.

Библиотека Серебряного века Елабужского государственного музея-заповедника продолжает листать страницы газет дореволюционного и советского периода.

Мы исследуем газеты вековой и более века давности исключительно ради Елабуги. Итак, Елабуга на страницах столичной прессы: год 1911-й. В этот раз Библиотека Серебряного века изучает газету «Новое время» № 12674, вышедшую в свет 111 лет назад. Этот номер датирован воскресеньем, 26 июня (9 июля) 1911 года. В разделе «Телеграммы С.-Петербургского телеграфного агентства» на странице 3 помещено сообщение из Елабуги. Сообщение, скажем так, невеселое. Вот его текст: «Елабуга. Стоит жара. В селе Елове сгорели 43 дома и казенная винная лавка». Данное сообщение из Елабуги словно помещено в некую подборку, которую мы условно назовем «Пожары в России». Судите сами: сообщение из Чистополя информирует о том, что «Днем при тихой погоде сгорело два дома. В огне погибли два мальчика». Идущее в газетной колонке сразу за Чистополем сообщение из Пензы гласит, что «Пожаром уничтожена деревня Марьевка Городищенского уезда. Сгорели 54 двора. В огне погибла девочка». Усугубляет ситуацию сообщение из Нижнего Новгорода: «Выгорело село Городищи Семеновского уезда, остались только церковь, дома притча и школы. Сгорело более 100 построек». 
Наш комментарий: начнем с того, что в елабужском сообщении для столичной газеты село, что мы в настоящее время знаем, как Большое Елово, названо просто Елово. Основано это село в XVII веке и в разное время в ряде дореволюционных источников называлось по-разному: «Село Архангельское Елово тож» и «деревня Большое Елово, что ныне село Архангельское Елово тож» (вторая перепись и ревизия Вятского края 1748 г.); «Элово» (третья ревизия Вятского края 1762-1765 гг.). В «Ведомости о селениях Вятской губернии на 1802 год» село значится и как «Ялово», и как «Архангельское». Если варианты «Элово» и «Ялово» можно объяснить опечатками, то появление такого варианта названия села как «Архангельское» связано с тем, что в данном селе была церковь Михаила Архангела. Церковь эту местные называли в обиходе Михаилоархангельской, Михайловской или Архангельской. Та каменная церковь, что достаточно хорошо сохранилась до наших дней, построена была в 1885-1890 годах на средства прихожан и при активнейшем участии елабужских купцов Стахеевых. И возведена она была вместо сгоревшей в 1881 году деревянной церкви Михаила Архангела, построенной, судя по всему, в 1780 году. Попадалось нам и название села Елово как «Елово-Михайлово». В книге 1912 года «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картою Вятской губернии)», изданной редакцией Вятских епархиальных ведомостей в Вятке типолитографией М.М.Шкляевой (бывшая Маишеева, Куклина и Красовскаго), на странице 236 читаем про Елово: «Село Елово-Михайлово – Архангельская церковь, каменная построена в 1885-1890 г.; расстоянием от г. Вятки в 400 вер., от уездного города в 32 вер., от благоч.   в 25 вер.; <…> Село расположено длинными улицами по обеим сторонам большого безводного лога; местность ровная, открытая, безводная и безлесая. В 5 вер. от села протекает река Вятка и на таком же расстоянии подходит казенная лесная дача. <…> Прихожане занимаются исключительно земледелием. В последнее время замечается массовый уход на заработки в разные города России. Мед. пунк. в селе Костенееве в 10 вер.; <…>, парох. прист. г. Мамадыш в 10 вер. Село стоит на проселочной дороге». Все сокращения, что встречаются в этом фрагменте, расшифровывать здесь мы не будем, ведь очевидно, что, например, «вер.» - это верст, а «мед.» - медицинский. Обратим внимание на следующие детали в описании села: «Село расположено длинными улицами по обеим сторонам большого безводного лога; местность ровная, открытая, безводная и безлесая». Неудивительно, что село серьезно пострадало от огня летом 1911 года. В завершение считаем нужным указать количество жителей села Елово, ссылаясь на архивные материалы: данными конкретно на 1911 год мы не владеем, поэтому берем ближайшие к пожару годы. Итак, в шестом томе «Материалов по статистике Вятской губернии», изданном в Вятке в 1889 году, в разделе «Елабужский уезд» (Часть 2. Подворная опись») отмечено, что в селе Архангельское (Большое Елово) жителей «обоего пола» 1153 чел. (муж. пола – 541, жен. пола – 612), а дворов – 195. В «Списках населенных мест Елабужского уезда» за 1905 год цифры следующие: дворов 220, «всего жителей» – 805 (мужчин – 685, женщин – 120). Сравнив статистику 1905 и 1889 годов, мы видим, что дворов в Елово в XX веке стало больше, нежели в веке XIX, а жителей – наоборот, меньше.   Вернемся на минутку к приведенному нами выше описанию села из книги 1912 года и обратим внимание на следующую фразу, что, на наш взгляд, не нуждается в комментарии: «В последнее время замечается массовый уход на заработки в разные города России». Перечитав елабужское сообщение из газеты 1911 года, отметим, что 43 сгоревших в Елово дома – это катастрофа весьма серьезного масштаба. 
До новых встреч и новых газет, наш уважаемый читатель.
Андрей ИВАНОВ, заведующий Библиотекой Серебряного века ЕГМЗ
 

Последние новости

Мичанское сельское поселение приняло участие в акции “ Подари Земле сад

С учащимися МБОУ "Мичанская основная школа" приняли активное участие в Республиканском двухмесячнике по экологическому марафону.

15 мая в  районном доме культуре прошел  фестиваль родословной «Эхо веков в истории семьи- Тарихта без эзлебез».

15 мая в&nbsp; районном доме культуре прошел&nbsp; фестиваль родословной «Эхо веков в истории семьи- Тарихта без эзлебез».

Молодожены из Мичанского сельского поселения Сабинского района приняли участие во Всероссийском свадебном фестивале в Москве

Сегодня в Москве из Мичанского сельского поселения Данияр Мифтахов и Айгул Гаттаровой из деревни Кзыл Меша приняли участие во Всероссийском фестивале свадеб.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *