28 ноября. Память преподобного Паисия Величковского
Седмица 25-я по Пятидесятнице Начало Рождественского поста. 15 ноября по ст.
Седмица 25-я по Пятидесятнице
Начало Рождественского поста. 15 ноября по ст. ст.
В этот день совершается память:
Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299–306) и Авива (322). Преподобного Паисия Величковского (1794).
Мучеников Елпидия, Маркелла и Евстохия (361–363). Мученика Димитрия (ок. 307).
Священномучеников Николая Щербакова и Петра Конардова пресвитеров, Никиты Алмазова диакона и мученика Григория Долинина (1937).
Купятицкой иконы Божией Матери (1182).
Рождественский постРождественский пост — первый многодневный пост церковного года. Этот пост является приуготовительным к празднику Рождества Христова. Пост называют Филипповым, так как накануне поста совершается память апостола Филиппа (27 ноября). В уставе Великой Лавры преподобного Афанасия Афонского (X век) этот пост называется «четыредесятницей святого Филиппа», а по уставу о пище он сопоставляется с апостольским постом (Петровым). Особенно строгим в отношении пищи является период предпразднства; он начинается за пять дней до Рождества: в эти дни даже в субботу и воскресенье на трапезе исключена рыба. Кроме телесного воздержания Церковь помогает подготовиться к встрече Рождества с помощью гимнографии. Начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) в богослужении начинает звучать рождественская тема.
История установления Рождественского постаПервые свидетельства о Рождественском посте относят к IV–V векам. До IV века Рождество и Крещение Господни были единым праздником Богоявления, перед которым был однодневный пост. Когда Рождество и Крещение Господни стали отдельными праздниками, краткий пост перед Богоявлением остался (Крещенский сочельник), а Рождеству Христову стал предшествовать продолжительный пост. Этот обычай имел в виду святитель Иоанн Златоуст, когда говорил, что приготовление к Рождеству Христову состоит не в количестве дней, а в силе усердия. В Западной Церкви Рождественский пост вырос из практики «постов четырёх времён», так как, по слову святого папы Льва I (440–461), «закон воздержания предписан для всех времён года». Он считал, что христиане должны соблюдать пост из благодарности Богу за урожай. К IX веку Рождественский пост появился в богослужебной практике всего Православного Востока, но некоторое время ещё обсуждался вопрос о продолжительности этого поста. Общей традицией стал пост в продолжение 40 дней.
Преподобный Паисий ВеличковскийПаисий (в миру Петр) родился в Полтаве в семье священника. Окончив Киевскую духовную школу, он искал наставника и жил во многих монастырях. После пострига он ради совершенства духовной жизни уехал на Афон и сначала подвизался в монастыре Пантократор, а затем, возмужав духовно, основал один из крупнейших скитов Афона — скит Святого Илии. Позднее, по просьбе господаря Валахии, он вместе с братией приехал в Молдавию, где последовательно управлял тремя обителями. Паисий создал и ввел устав, главные идеи которого — нестяжательство, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанный труд и бытовое благочиние (образцовая больница, странноприимный дом и пр.). Велика роль Паисия Величковского и в духовном просвещении всей России: он перевел с греческого «Добротолюбие» и труды многих святых отцов Церкви, развивал традицию исихазма — молитвенной тишины помыслов.
Мученики Гурий, Самон и АвивСвятые мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив пострадали при императорах Диоклетиане и Максимиане. Все выпавшие на их долю жестокие страдания они переносили с твердостью и молитвой ко Господу. После их смерти совершались многочисленные чудеса. Однажды в Едессе девушка по имени Евфимия вышла замуж за воина-гота. Увозя ее, он поклялся ей в любви и верности на гробнице святых. Но на родине у него была жена, и Евфимия стала его рабыней. В своем горе она обратилась с молитвой к трем святым и была чудесным образом перенесена в Едессу. Когда же о злодеянии воина узнал весь город, его казнили.
Священное Писание2 Сол., 274 зач., I, 1-10
1 Павел и Силуан и Тимофей - Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе: 2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, 4 так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами 5 в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.
6 Ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью, 7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, 8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, 9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, 10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
Лк., 75 зач., XIV, 12-15
12 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.
13 Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, 14 и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.
15 Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день годаЛк. 14, 12-15
В указании кого звать на обед или вечерю, позаимствуй себе правило: не делать ничего для ближних в видах воздаяния от них здесь. Но это не значит, что ты будешь тратиться понапрасну. В свое время все тебе воздано будет. В нагорной беседе о всех богоугодных делах — молитве, посте, милостыне — Господь заповедал творить их тайно, почему? Потому что Отец Небесный поступающим так воздаст явно. Стало быть, всеми трудами жизни своей христианин должен заготовлять себе будущее блаженство, строить себе вечный дом и предпосылать туда провиант на всю вечность. Такой образ действования — не интересанство, потому что собственно интересы ограничиваются здешнею жизнью, а такая жизнь идет в ущерб этим интересам. К тому же, жить так нельзя без веры, упования и любви к Господу. Действование по заповедям в чаянии воздаяния — также отрешенное действование. Между тем, оно ближе и внятнее сердцу, чем что-либо другое, слишком идеальное, как, например, делать добро ради добра. Этого последнего нигде в Писании не найдете. Высшее здесь побуждение: делай все ради Господа и не бойся потерь.
Слово Святейшего Патриарха КириллаСмиренномудрие, способность реально оценивать свое духовное состояние и выносить суд о себе, связано с мудрым отношением к окружающим, потому что человек, способный видеть свои грехи, обретает мудрость в оценке всего того, что вокруг него происходит. У него есть навык размышления о происходящем. И уж если хватает сил осуждать самого себя, то такой человек, не осуждая других, всегда может правильно оценить происходящее, а значит, сделать нужные выводы и выстроить как должно отношения с людьми. Очень важно сохранить в памяти эту связь между смирением и мудростью, между способностью видеть свои грехи и вырабатывать объективный взгляд на окружающую действительность. Человек, который себя оправдывает, который себя превозносит, который во всем видит чужую вину, не способен к объективному ви’дению, без которого не может быть мудрого взгляда на жизнь, не может быть устроения мудрых человеческих отношений.
Об Иисусовой молитвеБог будто специально для этой нашей современной жизни установил молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» Будем произносить хотя бы окончание, вывод этой краткой молитвы: «Иисусе, помилуй мя!» В какой бы спешке мы ни находились в этой нашей повседневной жизни — на лекциях ли мы сидим или на семинарах в университете, на работе или едем куда-то, общаемся ли с кем-нибудь, — мы время от времени можем, но как можно чаще, произносить: «Иисусе, помилуй мя!». Эти слова — суть Иисусовой молитвы. Слово «Иисусе» указывает на вершину нашей христианской жизни — Бога со всем Царством Его, а слова «помилуй мя» — это нижнее состояние, состояние ничтожности, напастей, в которых мы зачастую пребываем. Хотя бы эти слова будем произносить в суете нашей жизни. Три слова! А если мы будем произносить всю молитву целиком, то это будет лучше всего. Архимандрит Софиан (Богиу)
Основы православной антропологииЧеловек — венец Божьего творения, цель творения человека Св. Троицей — соучастие в Её любви. Человек — духовно-телесное существо, мы соединяем в себе духовный и материальный миры; тело — часть нашей личности, именно поэтому перед Страшным Судом Бог воскресит тела умерших людей.
Душа и тело зависят друг от друга, недаром в отчаянии люди бьются головой об стену или рвут на себе волосы, хотя совсем нелогично к душевным страданиям прибавлять ещё и физические. Можно привести и положительный пример: пост помогает молитве. По словам Клайва Льюиса: У тебя нет души. Ты — душа. У тебя есть тело. Душа включает в себя три силы (ум, чувства, волю).
Человек создан Богом по Своему образу и подобию. Образ Божий мы получили при рождении, над уподоблением Богу трудимся всю жизнь. Цель аскетизма — обретение подобия Божьего, уподобление Богу в Его качествах, добродетелях. Как одним словом назвать подобие? Святость. Цель христианина — святость: Будьте святы, как Я свят (Лев.11:44). Святой — это не сверхчеловек, это нормальный человек, Бог нас именно такими задумал и создал. То, что грех властвует в нашем мире, вовсе не значит, что это норма. В данном отношении норма — это состояние качественное, а не количественное. Итак, цель аскетических подвигов – достижение истинного счастья, ведь Бог создал нас именно для счастья, единственным источником которого является Он Сам.
МолитвословияТропарь мучеников и исповедников Гурия Самона и Авива
глас 5
Чудеса святых Твоих мученик/ стену необориму нам даровавый, Христе Боже,/ тех молитвами советы языков разори,/ Церковь святую укрепи,// яко един Благ и Человеколюбец.
Кондак мучеников и исповедников Гурия Самона и Авива
глас 2
С высоты, мудрии, благодать приемше,/ сущим во искушениих предстоите, всехвальнии./ Темже отроковицу, святии, от смерти горькия избависте,// вы бо воистинну есте Едесу слава и миру радость.
Молитва мученикам Гурию, Самону и Авиву
О, преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! К вам, яко скорым помощником и теплым молитвенником, мы немощнии и недостойнии прибегаем, усердно моляще: не презрите ны, во многая беззакония впадшия и по вся дни и часы согрешающия; наставите на путь правый заблуждшия, исцелите страждущия и скорбящия; соблюдите ны в непорочнем и целомудреннем житии; и якоже древле, тако и ныне покровителие супружеств пребудите, в любве и единомыслии сия утверждающе и от всех злых и бедственных обстояний избавляюще. Защитите, о многомощнии исповедницы, вся православныя христианы от напастей, злых человек и козней демонских; оградите я от нечаянныя смерти, умоляюще Всеблагаго Господа, да великия и богатыя милости нам, смиренным рабом Своим, пробавит. Несмы бо достойни нечистыми устнами призывати великолепое имя Создателя нашего, аще не вы, святии мученицы, за ны ходатаи будете; сего ради к вам прибегаем и предстательства вашего пред Господем о нас просим. Такожде избавите нас от глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и всякаго душепагубнаго обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати и Того непрестанно славити со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобного Паисия Величковского
глас 2
Странен быв на земли,/ Небеснаго Отечества достигл еси/ преподобне отче Паисие,/ добротолюбия подвижниче,/ верных научил ум к Богу возводити/ и сердцем к Нему взывати:/ Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,/ помилуй мя, грешнаго.
Кондак преподобного Паисия Величковского
глас 8
Избранный иноческаго жития ревнителю, яко пчела многотрудная писаньми отеческими души наша снабдил еси, коегождо наставляя на путь спасения, сего ради зовем ти: радуйся, Паисие премудре, старчества духовнаго в стране нашей возродителю.
Последние новости
Россия начинает серийное производство ракетных систем «Орешник»
Президент Путин объявил о начале серийного производства современных ракетных комплексов.
Опасности вейпинга: мифы и реальность
Исследуем вредные последствия использования электронных сигарет среди молодежи.
Возможности для сотрудничества между Татарстаном и Австрией
Минпромторг РТ провел онлайн-встречу с австрийским торговым представителем.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований