23 октября. Преподобного Амвросия Оптинского

Мучеников Евлампия и Евлампи́и (303–311).

Неделя 19-я по Пятидесятнице
Поста нет. 10 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Евлампия и Евлампи́и (303–311). Святителя Иннокентия, епископа Пензенского (1819).  Преподобного Амвросия Оптинского (1891).

Святителя Амфилохия, епископа Владимиро-Волынского (1122). Собор Волынских святых.  Блаженного Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского (1673).  Мученика Феотекна (III–IV).  Преподобного Вассиана (V).  Преподобного Феофила исповедника (VIII).

Мученики Евлампий и Евлампия

В начале IV  века в  Никомидии император Максимиан (284–305) издал указ об  осуждении на  смерть христиан. Узнав об  этом, Евлампий открыто возмутился борьбе императора со  своими подданными, когда вокруг так много врагов отечества. Его схватили и  отправили на  суд, требуя отречения от  веры, а  после отказа подвергли мучениям. Вскоре страдалец попросил отвести его на  капище. Мучители, радуясь, что сломили волю мученика, исполнили его желание. В  языческом храме святой Евлампий призвал Господа Иисуса Христа, и,  согласно повелению святого, идол Марса рассыпался в  прах. Так молящиеся убедились в  силе Божией. Внезапно в  судилище явилась Евлампия, сестра святого, и  исповедала себя христианкой. После многих мучений брата обезглавили, а  дева скончалась от  мук.

Преподобный Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий первым из Оптинских старцев причислен к лику святых. Ученик старцев Льва и Макария, он выполнял старческое служение в течение 30 лет. 45 лет, то есть большую часть своей монашеской жизни, преподобный тяжело болел и неоднократно был при смерти. Из-за болезни он еле передвигался, не выносил холода и сквозняков, употреблял только жидкую пищу. Тяжёлый крест болезни не повлиял на жизнерадостность старца. Наставления его всегда были простыми, меткими, с добрым юмором; когда ему однажды заметили: «Вы, батюшка, очень просто говорите» — старец улыбнулся: «Да я 20 лет этой простоты у Бога просил». Последний год жизни старец провёл в Шамордине, в основанном им женском монастыре. Проведя там лето 1890 года, он не смог уже вернуться в Оптину из-за болезни и в 1891 году почил.

Священное Писание

2 Кор., 194 зач., XI, 31 - XII, 9

31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.

32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.

ГЛАВА 12.

1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.

2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

3 И знаю о таком человеке (только  не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает),  4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

5 Таким  человеком  могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.

6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.

7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.

8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.

9 Но  Господь  сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

  Лк., 30 зач., VII, 11-16

11 После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.

12 Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

13 Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

14 И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

15 Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его  Иисус  матери его.

16 И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 7, 11-16

Видит Господь мать плачущую о смерти сына и милосердует о ней; в другой раз позван был на брак, и сорадовался семейной радости. Этим показал Он, что разделять обычные житейские радости и печали не противно духу Его. Так и делают христиане истинные, благоговейные, со страхом провождающие жизнь свою. Однако, они различают в житейском быту порядки от порядков; ибо в них много вошло такого, на чем не может быть Божия благоволения. Есть обычаи, вызванные страстями и придуманные в удовлетворение их; другими питается одна суетность. В ком есть дух Христов, тот сумеет различить хорошее от дурного: одного он держится, а другое отвергает. Кто делает это со страхом Божиим, того не чуждаются другие, хоть он и не поступает подобно им, ибо он действует всегда в духе любви и снисхождения к немощам братий своих. Только дух ревности меру преходящий колет глаза и производит разлад и разделение. Такой дух никак не может удержаться, чтоб не поучить и не обличить. А тот заботится лишь о том, чтобы себя и семью свою учредить по христиански; в дела же других вмешиваться не считает позволительным, говоря в себе: "кто меня поставил судьею"? Такою тихостью он располагает к себе всех и внушает уважение к тем порядкам, которых держится. Всеуказчик же и себя делает нелюбимым и на добрые порядки, которых держится, наводит неодобрение. Смирение в таких случаях нужно, христианское смирение. Оно источник христианского благоразумия, умеющего хорошо поступать в данных случаях.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы в полной мере осознаём, насколько трудно современному человеку принять слова о смирении. Современному человеку гораздо легче принять совсем другие слова. Однако жизнь по закону собственного «я», стремление к постоянному удовлетворению своих потребностей, полное исключение из собственной жизни других людей, – разве все это приводит человека к счастью? Кто из нас может показать рукой на такого человека и сказать: какой он счастливый? Только тот, кто не знает его жизни. Человек может ездить на красивых машинах, жить в прекрасном доме, наслаждаться высоким общественным положением и со стороны казаться счастливым и преуспевающим, но сам он понимает, что все это не так. Жизнь его превращается в страшную круговерть, потому что постоянно возникают все новые и новые препятствия, которые нужно преодолевать, чтобы удовлетворить потребности своего «я», – в некий бег в замкнутом пространстве, подобно белке в колесе, при котором нет движения вперед. Малейшая трудность, срыв в карьере, болезнь, конфликт жестоко ранят человека, а нередко вообще выбрасывают его на обочину жизни. Как много там, на этой обочине, гордецов, которые не достигли поставленных перед собой целей! И особенно такие люди страдают, когда с переменой внешних обстоятельств они лишаются возможности удовлетворять свои потребности.

Как побороть стыд на Исповеди?

Стыд  — способность человека взвешивать свои поступки и помыслы в соответствии с совестью и дан нам как иммунитет от греха. На Исповеди же стыд бывает от гордости: люди не смущаются, когда грешат, а смущаются при покаянии, освобождении от совершённого греха.  Гордость проявляется в том, что  стыдятся  исповедать Богу, при свидетельстве священника  слабости, несовместимые с собственным достоинством, положением и т. п.

Священника не удивишь никаким грехом, как бы велик и тяжек он не был. Наверняка Вы не первый, кто свидетельствует батюшке о такой форме падения, богоотступничества. Наоборот, всякий какой-либо тяжкий исповеданный грех возбуждает в опытном священнике особенную заботу об этом человеке (Лк.15:7).

Притча об осуждении

Жил в некоем монастыре нерадивый монах: он часто опаздывал к службе, огорчал этим братьев и вынуждал гневаться игумена. Иноки роптали и даже просили настоятеля изгнать его.

И вот этот монах заболел, болезнь усиливалась, и он уже приближался к смерти. Огорчены были братья, что погибнет душа несчастного. Собрались они у одра его, чтобы облегчить предсмертные страдания своей молитвой, но что же видят они? Этот монах умирал смертью праведника. Лицо его выражало спокойствие и радость.

Когда он немного очнулся, братия спросили:

— Какое утешение получил ты от Бога? С кем ты беседовал, как с близкими родными своими?

И умирающий, собрав последние силы, отвечал:

— Братья, вы знаете, что я жил недостойно, и вот я увидел, как демоны окружили мой одр, в руках их была хартия — лист, сверху донизу исписанный моими грехами. Они приблизились ко мне, Ангел же хранитель мой стоял вдалеке и плакал. И вдруг я услышал голос с неба: «Не судите, да не судимы будете! Этот монах не осудил никого, и Я прощаю его!» — и тотчас хартия в руках демонов загорелась, и они с воплями исчезли. Подошёл ко мне Ангел и приветствовал меня, и я говорил с ним. Братья, — продолжал он, — после принятия монашества я не осудил ни одного человека! Братья, — сказал он ещё, — вы осуждали меня и осуждали справедливо, а я, грешный, не судил никого.

Некоторые правила чтения Библии

Для христианина одинаково важно и знание Евангелия, и жизнь по нему; чтение само по себе, в отрыве от Церкви, не спасительно.

Библию не просто читают, но изучают. Христос говорит: «Исследуйте Писания» (Ин.5:39). Её невозможно прочитать от начала до конца и поставить на полку, как исторический роман.

Читать её следует предварительно помолившись, с благоговением, вдумчиво, используя, в первую очередь, толкования святых отцов. С рассудительностью следует относиться к толкованиям авторов, находящихся вне Церкви. Они могут быть интересны, познавательны, но в них царствует иной дух. Кроме того, нужно иметь определённый опыт, чтобы различить ложь, содержащуюся в толкованиях еретиков.

В Православии правильное понимание Библии учеником идет через учителя и проповедника — «вера от слышания» (Рим.10:17), а не от собственного мнения.

Главным образом Библия рассказывает о ключевых героях и принципиальных эпизодах. Пример (Быт.4), когда Каин говорит Богу:  первый же встречный убьет меня, хотя  ранее в этой же главе говорилось только 2-х детях Адама и Евы — о Каине и Авеле.  О детстве Христа сказано только самое необходимое. Или убийство ослиной челюстью Самсоном тысячи филистимлян (Суд.15:15) следует понимать в том же ключе, что и фразу «маршал Жуков занял Берлин».

Евангельская истина предельно концентрирована, Христос даёт нам образец, идеал христианской жизни. Например, он призывает не заботиться о будущем или причиной развода устанавливает только прелюбодеяние.

Молитвословия

Тропарь преподобного Амвросия Оптинского

глас 5

Яко к целебному источнику,/ притекаем к тебе, Амвросие, отче наш,/ ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/ молитвами от бед и напастей охраняеши,/ в телесных и душевных скорбех утешаеши,/ паче же смирению, терпению и любви научаеши;/ моли человеколюбца Христа/ и Заступницу усердную// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Амвросия Оптинского

глас 2

Завет Пастыреначальника исполнив,/ старчества благодать наследовал еси,/ болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе./ Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти:/ отче святый Амвросие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва преподобному Амвросию Оптинскому

О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тя сущи, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас недостойных чад твоих (имена), чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Амфилохия, епископа Владимиро-Волынского

глас 4

От мирскаго мятежа изшед,/ в пещерах Киевских Феодосия блаженнаго Богомудренно вселился еси./ святителю Христов, отче Амфилохие,/ и отсюду во епископа Богоспасаемей пастве Владимиро-Волынстей поставленный,/ в трудех, бдениих и пощениих свято подвизался еси./ И тако достиг добродетелей совершенства,/ паки в пещеры святыя возвратился еси,/ идеже и дух свой благочестно предал еси Господеви, всечестне,/ к лику преподобных Печерских причтен,/ с ними же молися Христу, всечестне, / спастися душам нашим.

Кондак святителя Амфилохия, епископа Владимиро-Волынского

глас 8

Звезду Волынскую, из пещернаго мрака от Киева возсиявшую,/ и от Волыни второе пещеры заветныя житием своим/ и блаженною кончиною, и прославлением своим озарившаго,/ всеблаженнаго Амфилохия, архипастыря Владимиро-Волынскаго почтим,/ просяще его, да в лике преподобных Печерских водворялся,/ молится купно с ними о душах наших.

Тропарь блаженного Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского

глас 4

Терпением и мужеством Христа ради юродство восприял еси, блаженне Андрее,/ в посте и бдении пребывая,/ тягость зноя летняго понесл еси,/ и мразы зимния терпя,/ темнее и ныне приходящим с верою к тебе,/ исцеление неоскудно подавши,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак блаженного Андрея, Христа ради юродивого

глас 8

Вышния красоты желая,/ и нижния сласти телесныя тощно оставил еси нестяжанием суетнаго мира,/ Ангельское житие преходя, скончався, Андрее блаженне,/ с ними же Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Молитва блаженному Андрею,  Христа ради юродивому

О, великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, Преблаженне Андрее! Услыши ны, многогрешный, ныне вопиющия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающия днесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим, и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов и безгрешно прейти, и христианскую кончину непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь. 

Тропарь мучеников Евлампия и Евлампии

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша.

Кондак мучеников Евлампия и Евлампии

глас 3

Доблия мученики и братию по плоти,/ мудраго Евлампия и Евлампию, почтим:/ тии бо пребеззаконных кознодейства посрамиша силою Распеншагося:/ сего ради явишася мучеников слава, купно и похвала.

Тропарь Собора Волынских святых

глас 4

Приспе день светлаго торжества,/ людии Волынстии радуются,/ и с ними вся Российская Церковь ликовствует/ во псалмех и пениих, и песнех духовных,/ днесь бо, якоже солнце незаходимое,/ всем возсия память/ святых и Богомужных угодников и чудотворцев Волынских/ святителя Стефана чуднаго,/ иерархом Волынским первопрестольника,/ и святаго благовернаго Ярополка/, блаженнаго страдальца Богомужнаго,/ и с ними Амфилохия, святителя Волынскаго,/ и победоноснаго Феодора, Острбжскаго князя Богодарованнаго,/ и преподббнаго Иова Почаевскаго присноблаженнаго/, ихже молитвами, Господи,/ землю отеческую нашу в Православии и мире утверди,/ и спаси всех имуще купно о нас Молитвенницу усердную,/ Пресвятую Матерь Свою Богородицу,/ благодатне сияющую в цельбоносней стопе Своей/ и чудотворней иконе на горе Почаевстей/ и заступленьми прочих угодников Волынския паствы,/ Иулиании, блаженный девы Ольшанския,/ и святаго преподобномученика Макария, архимандрита Овручскаго.

Кондак Собора Волынских святых

глас 8

Избранным чудотворцам и изрядным угодником Волынския земли,/ похвальная восписуем вам, святии:/ Ярополче святый, Стефане, Амфилохие, Феодоре,/ Иулиание, Иове и Макарие, присноблаженнии!/ Тем яко имущий благодать и милость у Христа Бога нашего,/ от всяких нас бед свободите/ да выну вашею помощию избавляемии, вопием вам благодарив:/ радуйтеся, преславнии угодницы Божий и земли Волынския украшение.

Последние новости

Россия начинает серийное производство ракетных систем «Орешник»

Президент Путин объявил о начале серийного производства современных ракетных комплексов.

Опасности вейпинга: мифы и реальность

Исследуем вредные последствия использования электронных сигарет среди молодежи.

Возможности для сотрудничества между Татарстаном и Австрией

Минпромторг РТ провел онлайн-встречу с австрийским торговым представителем.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Тюмени

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *