Не модное занятие: переоденется ли Татарстан в национальные одежды

Фото: Inkazan.ru Татарстан взялся за внешний вид. На этот раз под раздачу попал не облик городов, а сами люди.

Фото: Inkazan.ru Татарстан взялся за внешний вид. На этот раз под раздачу попал не облик городов, а сами люди. Минкульт республики призвал их носить национальную одежду, но о ее стоимости и сопутствующих сложностях умолчал. О том, кто задает тренды и превратится ли национальная мода из фольклорной в повседневную — в материале Inkazan.

Министр культуры Татарстана Ирада Аюпова призвала жителей республики не бояться носить национальную одежду. «Дерево не растет без корней. Безусловно, ему нужны влага, земля и воздух. Но ему также нужна среда. Если мы будем последним поколением, которое видит эти произведения искусства, выкристализованные и доведенные до совершенства тысячелетиями, то наше поколение ничего стоит, тогда мы будем поколением-разрушителями», — заявила она. Казанцы тут же заметили, что неплохо бы министру показать им личный пример.

Тренды «сверху»

Общественный деятель Раис Сулейманов отметил, что тенденция к ношению одежды в национальном стиле началась не с Аюповой. Скорее, она ее просто озвучила. Тон несколько лет назад задал глава Татарстана Рустам Минниханов , а затем подхватило его окружение. Это было сделано на фоне соседей из Башкирии, где глава региона Радий Хабиров тоже стал носить национальный костюм. Еще раньше к этому пришел руководитель Чеченской республики Рамзан Кадыров.

Сулейманов считает, что ношение национальной одежды чиновниками может помочь сделать ее модной, вывести за рамки «фольклорных ансамблей». Но вряд ли это относится к сохранению национальной культуры.

Фото: inkazan.ru

«Складывается ощущение, что после поражения в „языковом скандале“ татарская элита пытается оправдаться. Есть желание сгладить это ущемленное чувство. Отсюда и сохранение национальной культуры, моды, идентичности и так далее»Раис Сулейманов

В разговоре с корреспондентом Inkazan Сулейманов задался риторическим вопросом: будут ли на этой волне требовать соблюдения стиля от русских чиновников. Тот же премьер-министр республики Алексей Песошин должен носить татарский френч? Глава комитета по туризму исполкома Казани Дарья Санникова оденется в калфак? А уполномоченный по правам ребенка Ирина Волынец наденет ичиги? Понятно, что если будет команда, они начнут это делать. Но насколько это будет естественно.

Эксперт отмечает, что национальная одежда не подходит для повседневной носки. В основном ее надевают на тематические мероприятия. Ярким примером стала помощник главы Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова , которую раскритиковали казанцы. Впрочем, дело было не в национальном костюме, а в «каратэ», которое она решила продемонстрировать. Размахивания ногами в татарском платье жители республики не оценили.

«Всегда льстит, когда национальную одежду надевают не татары, это сразу располагает, производит впечатление. Наверное, у Фишман были такие цели. Но если вы хотите понравиться татарину, вам достаточно будут сказать что-то на татарском, хотя бы „исәнмесез“», — считает Сулейманов.

Нам, татарам, очень дорого

Самое массовое из «татарского», что можно встретить в Казани сегодня — это футболки с надписью «Нам, татарам, лишь бы даром» у торговцев с улицы Баумана. В регионе существуют свои бренды вроде «Святой», но с национальным колоритом они не имеют ничего общего. Цены в подобных магазинах выше, чем у ушедшего на фоне санкций масс-маркет бренда Zara.

Местный бред, заметим, успел «хайпануть» на волне языковой политики. Компания выпустила серию футболок с надписями «марҗа» и «марҗа тугел». Хотя слово переводится как «русская женщина», в большинстве случаев оно передает пренебрежительное отношение говорящего к представителю другой национальности и используется как оскорбление.

Татарстанские бренды, которые производят национальную одежду, раскручены не так сильно. Несмотря на это, цены на национальную одежду сильно отличаются от стоимости массовых брендов. Эксперты отмечают, что промышленного производства национальной одежды нет, в основном это ручная работа, поэтому и цены высоки. Например, татарские сапоги ичиги стоят в разы дороже обычной обуви.

«Если дизайнеры делают костюмы вручную, то, конечно, это будет дорого. Но если организовать производство, как, к примеру, на фабрике „Елецкие кружева“, то вышивка будет машинная, но работа будет стоить дешевле. Просто нужно открыть фабрику или большое ателье, которое бы шило национальную одежду. Когда это в больших партиях — это дешевле»Президент Евразийской ассоциации этнодизацнеров Роза Халтуева.

Официальный дизайнер конкурса «Мисс Татарстан» Султан Салиев считает, что массовое производство — это одежда «без души». По его мнению, каждый дизайнер, который выбирает ручную работу, делает это не для государства и не для республики — это его душевный порыв.

Фото: inkazan.ru

«Раз дизайнер сам принял это решение, он сам должен заниматься продвижением, поиском финансов. Да, наверное, государство могло бы субсидировать проекты хотя бы на начальном этапе, либо помогать с помещениями, или с промо. Но лично я к этому никогда не стремился», — говорит он.

Не модная среда

Салиев отмечает, что в Казани проходят фестивали, связанные с татарской культурой, куда многие приходят в национальных костюмах. При этом, по его словам, вовсе не обязательно носить расписные камзолы, достаточно добавлять небольшие национальные элементы к современным вещам. Это могут быть чувяки, сумочка с татарским орнаментом, тюбетейка или серьги.

Культуролог Таира Фогельсон считает, что индустрия моды диктует свои правила, и большинство людей им следует. Но существует другой важный фактор — это среда. Если в среде принято носить определённую одежду, то человек, желая оставаться «своим» в конкретном обществе, будет также следовать заданному стилю одежды. В этом случае национальной одежде трудно конкурировать с общественными тенденциями.

В Японии некоторые магазины дают скидки покупателям за визит в кимоно. Но, например, в Таджикистане не приходится прибегать к маркетинговым инструментам, чтобы местное население носило традиционную одежду в повседневной жизни. Причина кроется в укладе жизни.

«Хотя от индустрии моды многое зависит, тем не менее, следует учитывать, что татарская национальная одежда — это искусство, ручная работа, сложный крой и высокое качество материалов. То есть её создание подразумевает все элементы производства, на которых в индустрии моды стараются экономить. Экономия позволяет наращивать производственные мощности, с которыми одежда высокого качества пошива не совместима»Таира Фогельсон

По мнению казанского дизайнера Надежды Аюповой, чтобы применить национальные традиции в современной моде нужно быть очень талантливым дизайнером, так как угодить искушенным покупателям сложно. В разговор с корреспондентом Inkazan она заметила, что «у нас нет таких талантливых дизайнеров, да и потребности такой нет». Эксперт не верит, что какой-то дизайнер сделает такую одежду, что завтра молодежь вся оденется в нее.

Фото:inkazan.ru

«Мне кажется, что это такой бред ходить в национальной одежде по улице. Невозможно вернуться в прошлое, дважды в одну реку не войдешь, жизнь уже изменилась. Сегодня актуальна другая одежда, другой образ жизни. Нужно идти вперед. Да мы должны знать свою историю, но не нужно постоянно оглядываться назад», — заявила Аюпова Inkazan.

Однако есть и другие мнения. Основатель Академии управления имиджем «Респект» Магдалена Острая считает, что последние десятилетия европейская и американская мода стремилась к минимализму. Такая одежда обезличила человека, причислила его к серо-коричневой толпе, людям захотелось из нее выделиться. Поэтому на последних трех международных фестивалях моды в Париже, Милане и Москве дизайнеры представили коллекции с яркими цветами тканей и изящными фасонами, среди которых этнический декор присутствовал в 15% демонстрируемых нарядов.

«Используя эти тренды, в Татарстане вполне можно провести масштабную реформу современной национальной моды, и инициатива министра культуры Татарстана с этой точки зрения и достойна уважения, и вполне реалистична в реализации. Но в ней стоит сместить акцент в сторону современной одежды, но с национальным колоритом», — считает Острая.

По ее мнению, для продвижения национальной одежды можно организовать передачу типа «Модного приговора», где людей будут учить носить с современной одеждой, например, головные уборы, расшитые традиционными узорами, татарские пояса.

Московский стилист Анна Антоненко провела небольшой опрос в соцсетях и выяснила, что в целом люди положительно относятся к национальной одежде. Многие готовы носить такой костюм в праздничные дни, а в будни — встроить элементы фольклорного костюма в повседневный образ.

Фото:inkazan.ru

По мнению Антоненко, чисто национальный костюм имеет смысл «спускать сверху», то есть руководители предприятий должны показать пример. В противном случае сотрудники закономерно опасаются излишне выделяться на рабочем месте. То же верно и для повседневной одежды.

Но выяснилось, что в республике развивается и другая сторона национальной моды. Так, представитель бренда SOVOROTKA Арина Разумова рассказала Inkazan, что рубашки-косоворотки регулярно отправляются в Татарстан, хоть они и не соответствуют национальному татарскому костюму.

«В настоящее время, с каждым месяцем мы видим увеличение спроса на одежду с национальной чертой. Мы убеждены, что в XXI веке косоворотки основательно закрепятся в гардеробах»Арина Разумова

Придет ли в Татарстан массовая мода на национальную одежду, неизвестно. Возможно, что призыва не бояться носить татарские вещи недостаточно, и минкульту все же придется активнее работать с местными дизайнерами и модельерами. С другой стороны, взгляните на фотографии поэта Мусы Джалиля или писателя Аделя Кутуя: они не ходили в рубахах и шароварах, но при этом не стали разрушителями татарской культуры, напротив. Не исключено, что Татарстан способен создать образы, которые много лет спустя будут считаться национальной одеждой.

Последние новости

Фарид Мухаметшин исполнил новогоднее желание Альфины из поселка Высокая Гора

Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин исполнил новогоднее пожелание двенадцатилетней девочки из поселка Высокая Гора.

Ведутся работы по органическому удобрению полей

В Мичанской бригаде ООО "Саба" производится вывоз органических удобрений на поля.

Встреча cтарого Нового года

13 января работники Кильдебякского сельского дома культуры совместно с заведующей библиотекой организовали встречу старого Нового года.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Краснотурьинске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *