Передовая инженерная школа открыла набор: как в нее поступить и сколько это стоит?
Несмотря на то, что ПИШ, открытый КФУ и "КАМАЗом", уже вошел в ведущую группу региональных передовых школ и претендует на федеральное финансирование по высшему тарифу,
Воплощением давней мечты о сильном техническом вузе в Закамье должна стать Передовая инженерная школа «Кибер Авто Тех» для своих идеологов - казанского университета и "КАМАЗа". Так обозначил уровень заинтересованности партнеров в создании ПИШ проректор КФУ Марат Сафиуллин на презентации, с которой вуз и завод встретили в Набережных Челнах директора Института общественных стратегий «Сколково» Андрея Волкова . Как член совета, определяющего получателей и размеры федеральных грантов под развитие ПИШ, Волков посетил автоград по приглашению коллеги по совету - заместителя гендиректора ПАО "КАМАЗ" Жанны Халиуллиной .
Вводная к этой встрече от проректора КФУ, можно сказать, расставила исторические точки на I с позиции университета и его давнего партнера "КАМАЗа". По словам Сафиуллина, зарождающаяся сегодня инженерная школа стала именно тем результатом, к которому стороны стремились во всех совместных усилиях последнего десятилетия, начиная с присоединения ИНЭКА к КФУ в 2012-м. С тех пор университет многократно пытался провести идею инженерного образовательного центра в федеральные программы, чтобы сконцентрировать профильные компетенции КФУ в Набережных Челнах, где они нужнее. О том, что эти компетенции есть, говорит положение КФУ на рынке подготовки инженерных кадров в Поволжье – университет остается крупнейшим их поставщиком в федеральном округе. Гуманитарные же направления для челнинцев постепенно отходят на второй план – они, как подчеркнул проректор, были лишь финансовым костылем для вуза в сложные времена.
Поясним, что Халиуллина настояла на визите Волкова в Челны, имея в виду его опыт управленца и идеолога от образования – он на протяжении семи лет возглавлял Московскую школу управления «Сколково», был ее первым ректором, и прекрасно знает, как подавать крупные проекты распорядителям госинвестиций. Челнинцы рассчитывали на его критические замечания, стремясь довести до совершенства именно представительский аспект концепции ПИШ: денег на раскачку передовых школ федерация выделила пока мало и им еще предстоит не одна защита инвестиций. От правильного изложения намерений и возможностей каждой школы будет зависеть объем ее подпитки из федерального бюджета. Волков подтвердил логику координационной группы КФУ и "КАМАЗа", предупредив: «Каждый год министр ( Валерий Фальков – министр науки и высшего образования РФ, председатель совета ) и совет будут тщательно разбираться в деталях деятельности передовых школ. Нужно понимать, что страшно не ошибиться, а упорствовать в своих ошибках, и важно сразу настроиться на реалистичность планов».
В этом году, напомним, гранты будут весьма скромны, на что обратил внимание члена совета и Сафиуллин – мол, ждали большего. Первые транши федерация раздает 30 российским вузам из 15 субъектов поровну – по 84,6 млн рублей. Эти деньги, как заявил Волков, поступят быстро, но «начальный капитал» школы формируют пока другие источники. 200 млн рублей вложит в ее становление "КАМАЗ", по столько же внесут республика и сам университет – итого 684,6 млн рублей на 2022 год. Горизонтом планирования для челнинцев пока стал 2030-й, но в любом случае федеральный источник должен иссякнуть раньше: освоить гранты предполагается уже к 2025-му, после чего передовые школы должны научиться выживать самостоятельно. Для КФУ важно то, что дальнейшие федеральные инвестиции будут распределяться уже неравноправно, и челнинская ПИШ попала в группу претендентов на самые крупные суммы, о чем Волков рассказал "Вестям КАМАЗа".
«Из 30 университетов сформированы три группы, у каждой будет свой объем финансирования, - пояснил гость нашему корреспонденту, - Средства разнятся в соответствии с технологическими задачами: перед кем-то поставлены небольшие цели, а перед кем-то – огромные. КФУ и "КАМАЗ" вошли в первую группу – она претендует на наибольшие инвестиции. Ответственность за проект несет Казань, и дальнейшее распределение – то есть с кем и в каких объемах университет будет делиться деньгами – мы уже не регламентируем. Я считаю, это правильно, потому что подзадачи на местном уровне очень разнообразны, здесь нужна гибкость».
Пока общий бюджет челнинской ПИШ определен на уровне 8,7 млрд рублей, о чем в начале месяца заявлял и.о. ректора КФУ Дмитрий Таюрский , причем источники он называл примерно в тех же пропорциях, что заявлены и на текущий год: 1 млрд рублей - от федерального бюджета, по 1,8 миллиарда – от Татарстана и университета, и еще 1,73 млрд рублей - от "КАМАЗа" и других вовлеченных.
ШКОЛУ ВОЗГЛАВИЛА КАМАЗОВКАКонцепцию развития проекта излагала для Волкова директор ПИШ Гузель Капитонова . 34-летняя директор – человек от завода, она является одним из руководителей в проектном офисе ООО «Цифровая платформа "КАМАЗ"» и совмещает свою должность с работой на университетской кафедре проектирования и моделирования наземного транспорта. Заводской специалист во главе ПИШ соответствует логике проекта уже потому, что автогигант по сути интегрировал свою образовательную концепцию в программу передовой школы. Возможно, поэтому презентация Капитоновой изобиловала техническими подробностями продуктов, разработать которые предстоит студентам передовой школы и камазовцам - слушателям ее квалификационных курсов. К числу таких продуктов относятся автомобильные системы помощи водителю, новые композитные материалы, сплавы, аддитивные технологии, и, конечно, водородные батареи, эффективность которых учащиеся ПИШ должны увеличить на 65%.
Как раз масштаб заявок и стал предметом критики Волкова – он оценил презентацию, как чересчур абстрактную. «Повестка очень широка, а глубину проработки почувствовать сложно, и это вызывает скепсис, - резюмировал Волков, - Такие задачи, как создание водородных топливных элементов, вы не можете взять на себя целиком – они слишком глобальны. Водородом ведь и Бауманка занимается. Вам нужно определить конкретный узкий аспект исследований – система ПИШ для того и создается, чтобы решить большие задачи общими силами».
Надо сказать, что именно озвученную Волковым модель "КАМАЗ" и продвигает, но только пока на своем уровне, а не федеральном: практические задачи, поставленные перед ПИШ, будут разбиваться на части между заводскими специалистами, каждый из которых должен в итоге создать некую составную часть целого – разработать прототип и защитить его в качестве дипломной работы. Инициатор встречи Халиуллина в этой связи отметила, что "КАМАЗ" ставит перед собой большие, но посильные задачи, поскольку каждое из трех направлений образования и исследований – «интеллектуальный автомобиль», «автомобиль с низким углеродным следом» и «технологии интеллектуального производства», - уже разрабатывается камазовскими спецами, и они готовы делегировать часть своих задач вузу.
Волков, как первый внешний «дегустатор» концепции, заострил внимание на подаче материала. По его мнению, презентации, с которой КФУ предстоит обосновывать федеральные инвестиции, не хватает «научного маркетинга» - умения переводить технические концепты на язык непосвященных, которым и предстоит эти концепты финансово поддерживать. «И в чем гарантии? – предложил гость еще одно критическое замечание, которое наверняка прозвучит в будущем на совете, - Как именно вы хотите изменить педагогические подходы, чтобы затем достичь решения прикладных задач? Вот чего я не услышал нигде в стране. Все говорят «улучшим», «углубим», но нужно показать переход от одной технологии к другой. В этот переход государство готово инвестировать».
Скорректировать концепцию ПИШ с учетом рекомендаций Волкова челнинцы планируют ближе к защите.
НАБОР В ПИШ ОТКРЫТ, МЕСТА БЕСПЛАТНЫДля будущих же студентов главная новость повестки ПИШ заключается в том, что набор в нее уже открыт и все места бесплатны. Они, правда, пока немногочисленны: КФУ набирает 20 человек в бакалавриат и еще 12 – в магистрантскую группу. Третьим направлением подготовки станут курсы повышения квалификации для камазовцев. О том, как поступить в передовую школу, "Вестям КАМАЗа" рассказал директор Набережночелнинского института КФУ Махмут Ганиев .
Сразу поясним, что юридически ПИШ является отдельной университетской структурой, создаваемой на базе НЧИ КФУ – это значит, что абитуриенты будут поступать не в университет или его челнинский филиал с последующим отбором в передовую школу, а непосредственно в ПИШ.
В этом году школа открыла по одному направлению для бакалавров и магистрантов. В первом случае под эгиду ПИШ переводится совместная с МГТУ им.Н.Э.Баумана программа «Электромобили» под названием «Беспилотные транспортные средства». Магистерская программа будет называться «Автономные энергетические системы», она посвящена развитию компетенций в сфере автотранспорта с низким или нулевым углеродным следом, прежде всего водородного. Плюс три курса повышения квалификации для инженеров "КАМАЗа": «Управление требованиями», «Разработка архитектуры программного обеспечения» и «Виртуальные испытания».
«Список камазовских инженеров уже определен, в нем 58 имен, - рассказал Ганиев, - Вместе со списком "КАМАЗ" прислал и учебный план, который определяет для нас отбор теоретического материала. Работать с камазовцами будут не только наши преподаватели, но и казанцы, и представители ведущих университетов страны – МГТУ имени Баумана, МГТУ Станкин и Южного федерального университета. Выступать они будут скорее в роли идеологов обучения и научных исследований, нежели в роли преподавателей, поскольку задача инженерной школы – не только подготовить кадры, но и решить насущные проблемы импортозамещения технологичных компаний. В данном случае это "КАМАЗ". Перечисленные вузы и так сотрудничали и с нами, и с "КАМАЗом", поэтому нам было несложно достигнуть договоренностей с их специалистами в областях цифровой индустрии, беспилотного транспорта и других».
Будущие бакалавры, по объяснениям директора НЧИ КФУ, поступают в ПИШ на общих основаниях – по баллам, полученным на ЕГЭ, и по результатам олимпиад. Магистрантов ждут вступительные экзамены с учетом специфики профессий. Пока ПИШ ориентируется на прием в бакалавриат преимущественно закамских выпускников, магистранты же будут набираться изо всех вузов России ради повышения качества отбора.
Чтобы попасть в ПИШ, никаких особых условий выпускнику соблюдать не придется – так же, как и при поступлении в любой другой вуз, потребуются только хорошие результаты ЕГЭ и заявление. Как и везде, в приоритете будут абитуриенты с солидным олимпиадным портфолио. Директор вуза рекомендует тем, кто нацеливается в ПИШ, упирать при выборе предметов ЕГЭ и ОГЭ на стандартные дисциплины – математику, русский язык и физику.
К 2030-му году ПИШ должен выпустить 8,8 тыс. человек – и бакалавров, и магистров, и слушателей квалификационных курсов. Соответственно, в общее число войдут четыре выпуска бакалавров, поскольку первый состоится в 2026-м, семь потоков магистров, первые из которых получат степень уже через два года, ну а квалификационные курсы рассчитаны на несколько месяцев.
Физически по окончании первого инвестиционного периода ПИШ должна представлять собой структуру из 14 лабораторий и трех центров превосходства. Как пояснил Ганиев, центры – это по сути тоже лаборатории, только крупные и оснащенные по максимуму, каждая из них может охватывать по несколько помещений. Один центр превосходства будет отвечать за разработку специальной робототехники и искусственного интеллекта; второй – за тему цифровых двойников; третий ориентирован на промышленный интернет вещей. Подробнее о стратегических целях и моделях деятельности ПИШ мы рассказывали месяц назад.
По словам Ганиева, основная часть научного оборудования, которое будет закупаться для ПИШ, разместится, скорее всего, на площадках "КАМАЗа". Вторая часть вместе с учебным оборудованием займет лаборатории инжинирингового центра КФУ, ради чего уже имеющуюся аппаратуру, вероятно, придется перевезти в другие здания института. Отдельные лекционные аудитории КФУ выделять не планирует, поскольку в этой части запросы ПИШ ничем не отличаются от общеинститутских.
«Мы хотели бы сделать косметический ремонт используемых помещений, но пока эти планы в инвестиционном плане не отражены, - отметил Ганиев, - Все деньги пойдут на закупку оборудования, зарплату проектного офиса и курсы повышения квалификации специалистов "КАМАЗа" – таковы три основные статьи расходов».
Концепция ПИШ обещает Челнам не только бюджетные вузовские места, но и рабочие – в течение нескольких лет структура должна сгенерировать их в количестве 3,5 тысячи. По объяснениям директора института, основной плановый объем приходится на "КАМАЗ", где будут размещаться площадки для исследований в области водородной энергетики, беспилотного транспорта и цифрового производства. Вторым полем профессиональной занятости станут студенческие стартапы, основанные на тех производственных задачах, которые перед учащимися поставят авторы концепции.
«Мы увеличим объем хозяйственных договоров и станем привлекать студентов к их исполнению уже со второго курса, - уточнил Ганиев, - Таким образом они будут вовлечены в насущную проблематику производства, работая в лабораториях и получая за свою научную работу зарплату. Впоследствии эти ребята могут или пойти в аспирантуру, или создать собственный бизнес, поскольку для большинства выпускников ПИШ дипломной работой должен служить стартап».
Фото: "Вести КАМАЗа", kpfu.ru
Автор статьи Влас МыськоПоследние новости
Консультация – предупреждение об интенсивности метеорологических явлений на территории Республики Татарстан
Уважаемые граждане! От ФГБУ «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан» поступила: Консультация – предупреждение об интенсивности метеорологических явлений с 18 час.
Активистка Нурлатской школы №2 выиграла путевку в «Артек»
Нурлатская школьница стала участницей первой смены 2025 года «Артек — в новый век!» Международного детского центра, которому в этом году — сто лет.
Консультация – предупреждение об интенсивности метеорологических явлений 27 января 2025 г.
Вечером 26, ночью и днем 27 января на территории Республики Татарстан и в г. Казань местами ожидаются гололед; на дорогах образование сильной гололедицы.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения