Оклад в 16 тысяч и неуважение родителей: в Госсовете гадали, почему Татарстану не хватает педагогов

«Вузы учителей начальных классов выпускают на 20 процентов меньше требуемого, воспитателей меньше на 35 процентов, учителей математики — аж на 50»,

Только 10% выпускников-учителей иностранных языков идут работать в школы

«Вузы учителей начальных классов выпускают на  20 процентов меньше требуемого, воспитателей меньше на  35 процентов, учителей математики — аж  на  50»,  — бил тревогу накануне на  заседании профильного комитета Госсовета РТ  первый замминистра образования Андрей Поминов. По  его словам, каждый пятый учитель  — пенсионер, а  из  дипломированных учителей, которые тысячами выпускают татарстанские вузы, только 10% устраиваются по  специальности. О том, какие меры предпримет минобрнауки, как зарплаты учителей впечатлили директора театра оперы и  балета Рауфаля Мухаметзянова, за  что в  системе образования больше всего переживает глава Тукаевского района Фаил Камаев и  почему в  КФУ почти каждый четвертый студент учится на  педагогической специальности, — в  репортаже «БИЗНЕС Online».

Члены комитета Госсовета РТ  по  образованию, культуре, науке и  нацвопросам собрались на  выездном заседании  в  Казанском педагогическом колледже Фото:  gossov.tatarstan.ru

Только 10% выпускников педнаправлений работают по  специальности

В  системе образования Татарстана сейчас работает более 64  тыс. педагогов. Вузы и  ссузы республики ежегодно выпускают около 4  тыс. дипломированных учителей и  воспитателей  — но  их  недостаточно, чтобы покрыть существующую потребность в  1,8-1,9 тысяч педработников. К  такому парадоксальному выводу пришли накануне члены комитета Госсовета РТ  по  образованию, культуре, науке и  нацвопросам на  выездном заседании. Чтобы прочувствовать тему, они собрались в  Казанском педагогическом колледже.

Проблему обозначил первый замминистра образования и  науки РТ  Андрей Поминов . Он  рассказал, что сегодня в  татарстанских вузах и  учреждениях среднего профессионального образования по  педагогическим специальностям обучается более 16  тыс. студентов .  85% из  них  — учащиеся КФУ и  его Елабужского и  Набережночелнинского филиалов. И.о. ректора Казанского университета Дмитрий Таюрский позже признает, что педагогические специальности в  вузе получает почти четверть всех студентов  — 22%, 11  тыс. человек. Казалось  бы, учи не  хочу. Но есть нюанс: только 10% выпускников, например, с дипломами преподавателей иностранных языков, в прошлом году трудоустроилось по специальности.

«Структура выпуска не  всегда соответствует структуре потребности,  — заявил Поминов. —  Например, учителей начальных классов выпускают на  20% меньше требуемого, воспитателей меньше на  35%, учителей математики аж  на  50% . При этом психологов и  логопедов в  пять раз больше, чем требует система образования республики!». Потребность в  учителях иностранных языков в  полтора раза меньше, чем выпуск. Показателен пример с  психологами: при 44  вакансиях выпуск составил 285  человек, а  до  школы дошли лишь 11. «Примерно такая  же ситуация с  учителями математики, есть проблемы и  с  русским языком»,  — констатировал Поминов.

Портрет среднестатистического учителя

Средний возраст учителя  в  Татарстане  — 48  лет. Доля работающих педагогов пенсионного возраста составляет около  20%, а  со  стажем до  трех лет  — 8%. Средняя зарплата педработников в  первом квартале этого года  — более 41  тыс. рублей, воспитателей  — 35  тысяч, рассказал первый замминистра образования РТ  Андрей Поминов

Но  мало заманить в  школу молодого учителя, его еще надо в  этой системе удержать. А  текучка кадров довольно серьезная. Только в  прошлом году в  школы пришли более 900 молодых педагогов, а  уволилось примерно 240 . Замены приходится искать прямо в  разгар учебного года. По  словам Поминова, для мотивации педагогов в  Татарстане хотят повысить надбавку молодым педагогам с  1,1  тыс. рублей до  2,5  тысяч, а  также вернуть грант «Наш новый учитель», который гарантировал победителям плюс 10  тыс. к  зарплате ежемесячно в  течение первых трех лет работы. Его выплачивали с  2011  года, но  в  2020-м отменили «в  силу финансовых обстоятельств». «Благодаря этому гранту мы  ежегодно привлекали 200 молодых учителей»,  — вспоминал Поминов.

И.о. ректора Казанского университета  Дмитрий Таюрский  позже признает, что педагогические специальности в  вузе получает почти четверть всех студентов  — 22%, 11  тыс. человек Фото: gossov.tatarstan.ru

Ставка в  16  тыс., проблемы с  жильем и  неуважение родителей

Чуть позже выяснилось, почему грант так принципиально важен.   По  словам Поминова, начинающий учитель, который работает на  ставку (18  часов) после окончания СПО, в  среднем получает чуть менее 16  тыс. рублей, после вуза  — 18  тысяч . Чтобы сделать оплату труда более-менее достойной, многие учителя берут дополнительную нагрузку, объяснила директор многопрофильного лицея № 187 Гульнара Галеева . И  рассказала, что в  ее  лицее молодым педагогам дают возможность брать больше часов, классное руководство, быть воспитателем группы продленного дня и  так далее  — тогда у  них средняя зарплата выходит на  уровне 36,8  тыс. рублей. 

«Необходимо в  общем масштабе, на  государственном уровне пересмотреть инструменты повышения оплаты труда и  поддержки педагогов. И  не  бояться платить достойную заработную плату людям, которые формируют будущее страны и  общество»,  — заявила она.

Цифры зарплат учителей сильно впечатлили директора театра оперы и  балета им.  Джалиля Рауфаля Мухаметзянова . Он  предложил главе комитета Айрату Зарипову поискать решение, в  какой форме парламентарии могут помочь решить этот вопрос. «Это один из  самых важнейших вопросов нашего комитета. Если мы  за  время существования комитета внесем какую-то помощь здесь, это будет по-русски выше крыши»,  — эмоционально призвал  он.

Залялова назвала и  еще одну болевую точку молодых специалистов  — проблема с  жильем . В  Казань приезжает много начинающих педагогов из  других городов и  районов. «Они  бы остались в  городе и  работали, потому что, действительно, очень много садов строится, школы открываются. Но  места жительства  нет. Они начинают снимать квартиру, 17  тысяч получают, в  итоге все»,  — констатировала  она.

На  комитете выступил и  глава Тукаевского района Фаил Камаев, который сам когда-то закончил елабужский педколледж, начинал учителем истории и  даже какое-то время был директором в  Сал-Муханской средней школе Муслюмовского района. Его беспокоит ухудшение отношения к  учителям . По  его словам, выстроилась тенденция, что «родитель всегда прав». Правда, признался  он, иногда это зависит и  от  самого учителя, который не  всегда справедлив к  своим ученикам. 

Наконец, директор Казанского педколледжа Анфиса Залялова обратила внимание, что несмотря на  большой конкурс, в  СПО принимают без каких-либо дополнительных экзаменов, испытаний и  тестирования. Поэтому очень сложно оценить, насколько человек мотивирован и  готов к  профессии . «Есть несколько показателей, которые надо точно определить в  человеке и  с  психологической точки зрения, и  даже с  речевой. У  нас такой возможности нет»,  — подчеркнула она.

Теоретически какие-то из  этих проблем могло решить объявление 2023 года Годом педагога и  наставника. Но  на  заседании комитета выяснилось, что педагогическую общественность не  особо обрадовала такая перспектива. По  словам Галеевой, проведение Года педагога связано с  огромных количеством бумажной волокиты, которую и  так постоянно требуют от  учителей. «Я  изучила просторы интернета, пообщалась с  коллегами, мнение следующее: опять увеличится количество планов и  отчетов. Сначала [о  том], как собираемся проводить этот чудесный год, а  затем, как его провели»,  — вздохнула директор лицея.

В  Казань приезжает много начинающих педагогов из  других городов и  районов. «Они  бы остались в  городе и  работали, потому что, действительно, очень много садов строится, школы открываются. Но  места жительства  нет. Они начинают снимать квартиру, 17  тысяч получают, в  итоге все» Фото:  tatarstan.ru

«К  нам идут достаточно мотивированные и  хорошие ребята»

У  вузов своя проблема  — абитуриенты не  очень охотно идут по  целевому направлению. Из  198 целевых мест в  прошлом году удалось занять только половину, 99 вакансий . Поминов объясняет это тем, что с  высокими результатами ЕГЭ абитуриенты подают документы и  на  целевое обучение, и  на  обычный бюджет. Если они проходят по  баллам на  бюджет, то  выбирают эту форму обучения, чтобы не  брать на  себя дополнительные обязательства. А  Таюрский озвучил еще один аргумент  — мол, самое неприятное для целевого студента  — то, что нет возможности сменить направление, в  противном случае ему придется через суд вернуть затраченные на  обучение деньги.

Зато в  целом по  педагогическим направлениям Таюрский отметил значительное увеличение студентов  — только в  этом году на  бюджет смогут поступить более 1,7  тыс. первокурсников. «Это связано с  ростом популярности профессии учителя, так и  с  увеличением количества бюджетных мест, выделяемых по  данному направлению федеральным центром»,  — объяснил он.    При этом, по  словам и.  о. ректора, рост цифр приема не  снижает средний балл ЕГЭ поступающего. По  этому показателю по  педагогическим направлениям в  прошлом году КФУ занимал четвертое место в  России. «То  есть к  нам идут достаточно мотивированные и  хорошие ребята»,  — заверил Таюрский.

Прокомментировал он, к  слову, и  отмену Болонской системы, выступив за  сохранение бакалавриата и  магистратуры. «В  Китае полтора миллиарда населения учатся на  бакалавра и  магистра и  ни  и  каком Болонском процессе они не  слышали. В  Индии то  же самое. В  нашем университете программа реализации бакалавра, магистра и  специалитета параллельно шли с  1993 года  — за  10 лет до  Болонского процесса, и  мы  работали хорошо. Все определяется сущностью программы и  теми потребностями, которые есть. Есть плюсы и  минусы и  у  того, и  у  другого, поэтому здесь, однозначно, нельзя выплескивать все из  одной ванны и  начинать все сначала»,  — заявил и.  о. ректора, призывая сохранить накопленный опыт.

Вероника Ваганова Фото на анонсе: gossov.tatarstan.ru​

Последние новости

Четверо жителей Казани обвиняются в организации и проведении азартных игр

Прокуратура Республики Татарстан утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении четырех жителей города Казани.

До 18 февраля продлевается заявочная кампания I и II конкурсов «На страже Отечества»

До 18 февраля 2025 года продлеваются реализуемые Министерством культуры Республики Татарстан совместно с АНО ДО «Республиканская школа киноискусств» проводит  I и II конкурсы «На страже Отечества»  на лучшую серию кратки

Встреча Мухарряма Ибятова с курсантами Казанского юридического института МВД РФ

В преддверии празднования Дня российского студенчества состоялась встреча заместителя министра юстиции Республики Татарстан Мухарряма Ибятова с курсантами Казанского юридического института Министерства внутренних дел Рос

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Нижнем Новгороде

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *