Цифровые кафедры: зачем, для кого и чему будут обучать?
Российские вузы-участники программы «Приоритет 2030» открыли прием заявок на обучение на цифровых кафедрах.
Российские вузы-участники программы «Приоритет 2030» открыли прием заявок на обучение на цифровых кафедрах. Новый совместный проект Минобрнауки и Минцифры предполагает, что на таких кафедрах студенты смогут получить дополнительную ИТ-профессию параллельно с изучением основной программы. В процессе обучения студенты пройдут комплексную оценку развития цифровых компетенций в ассесмент-центре на базе университета «Иннополис». Подробнее о проекте и роли в нем нашего университета поговорили с руководителем Ассесмент-центра Светланой Соколовой.
Светлана, когда начнет работать ассесмент-центр для студентов на базе Университета Иннополис?
– Центр уже действует, проведена большая подготовительная работа. Совместно с экспертами ИТ-отрасли мы разработали матрицу компетенций и методику проведения ассесмента. Концепцию матрицы презентовали на заседании рабочей группы «Кадры для цифровой экономики» и направили на согласование в президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию. Также мы разработали инструменты оценки, наладили связь со всеми университетами-участниками программы «Приоритет 2030», провели для них установочные вебинары. Сейчас наши аккаунт-менеджеры ежедневно проводят встречи с представителями вузов, отвечают на все их вопросы касательно работы Ассесмент-центра.
В каком формате будет проводиться ассесмент?
– Ассесмент будет проводиться дистанционно на цифровой образовательной платформе Университета Иннополис, это комплексная проверка, включающая в себя входную, промежуточную и итоговую оценку компетенций. При проведении ассесмента мы будем использовать два инструмента: тестирование и практические задания в виде кейсов.
После того, как студент пройдет все необходимые этапы отбора у себя в вузе, если такие этапы предусмотрены, и будет зачислен на «цифровую кафедру», его ждет входной ассесмент в нашем университете. Мы откроем ему доступ к тестам и кейсовым заданиям в соответствии с теми компетенциями, на формирование которых направлена программа переподготовки в рамках проекта «Цифровые кафедры». Время на прохождение ассесмента определяется количеством компетенций, которое было обозначено разработчиками программы.
По итогам прохождения каждого этапа ассесмента в личном кабинете студента будет формироваться его индивидуальный компетентностный профиль с указанием уровня сформированности каждой компетенции.
Вопросы тестирования и практические задания в виде кейсов, на ваш взгляд, сложные?
– Тестовые и кейсовые задания разрабатывались в привязке к конкретным компетенциям и их уровням, есть простые и сложные задания. Уровень сформированности одной компетенции проверяется 12-ю тестовыми вопросами и 1–2 кейсовыми заданиями.
Рекомендуете ли вы студентам готовиться к ассесменту?
– На входном этапе низкие оценки не должны расстраивать студента. Волноваться нужно будет, если результаты останутся прежними после прохождения промежуточного ассесмента, который проводится не ранее, чем через 3 месяца после начала обучения по программе переподготовки. На данном этапе проверки студент уже будет демонстрировать прирост сформированности цифровых компетенций. Поэтому никакой дополнительной подготовки, кроме активного участия в образовательном процессе, не требуется. Одна из основных задач ассесмента — определить эффективность разработанных программ переподготовки. Эти результаты помогут и студентам, и преподавателям программы определить дальнейшие действия: нужно ли усилить программу и подготовку студентов, или все обучение идет в рамках запланированных результатов.
Давайте поговорим подробнее про «цифровые кафедры». С какого курса студент может подать заявку на обучение и на каких условиях?
– К обучению на «цифровых кафедрах» допускаются студенты университетов-участников программы «Приоритет 2030» или других вузов, имеющих соглашение с этими образовательными организациями. Обучающихся на бакалавриате зачисляют на «цифровую кафедру» после 1 курса, а на специалитете – после 2 курса. Также к участию в проекте допускаются магистры, но обучающиеся по направлениям подготовки, не отнесенным к ИТ-сфере. Для них главное условие при зачислении на «цифровую кафедру» – это обучение исключительно по программам переподготовки, предусматривающим формирование цифровых компетенций в области создания алгоритмов и компьютерных программ, пригодных для практического применения. Поступить смогут все желающие студенты в соответствии с условиями программы, которые определяет каждый университет-участник программы «Приоритет 2030».
Какие специальности можно будет получить на «цифровых кафедрах»?
– У каждого университета в рамках проекта будут представлены свои направления подготовки. В 2022 году «цифровые кафедры» откроются как минимум в 100 российских университетах. В списке программ переподготовки: «Разработчик цифровых продуктов, веб-приложений»; «Администрирование отечественных операционных систем»; «Системный администратор»; «Интернет вещей»; «Большие данные»; «Искусственный интеллект»; «Разработка мобильных приложений»; «Управление на основе данных»; «Промышленный дизайн и 3D-моделирование»; «Цифровой дизайн»; «Цифровой маркетинг и медиа» и другие.
А кто разработает образовательные программы для «цифровых кафедр»?
– Программы профессиональной переподготовки вузы разработают совместно с индустриальными партнерами и отраслевыми экспертами. При этом каждый университет-участник программы «Приоритет 2030» предложит для изучения определённый набор компетенций. Их выбор будет определён запросом работодателей, сотрудничающих с университетом.
Кто будет преподавать на «цифровых кафедрах»?
– Образовательный процесс может быть реализован ресурсами штатных преподавателей с возможным привлечением преподавателей или специалистов из других образовательных организаций. Но в приоритетном порядке также университетам-участникам программы «Приоритет 2030» рекомендовано привлечь к преподаванию экспертов из реального сектора экономики с опытом работы в ИТ-сфере не менее двух лет.
Минобрнауки России озвучило, что на «цифровые кафедры» смогут поступать также студенты ИТ-направлений: чему они будут обучаться?
– Студенты, уже обучающиеся по ИТ-направлениям в своих вузах, на «цифровых кафедрах» смогут заняться усиленной подготовкой и обучению новому виду профессиональной деятельности, для них разработаны отдельные программы переподготовки. Для остальных обучающихся реализуются программы, более лёгкие по уровню подготовки, направленные на развитие базовых, но также востребованных ИТ-компетенций в индустрии.
Если наше интервью будут читать студенты, давайте резюмируем для них все преимущества проекта «Цифровые кафедры»?
– Это действительно уникальная возможность: вы получаете шанс освоить вторую востребованную профессию с выдачей удостоверения о переподготовке государственного образца – и все это без отрыва от обучения по вашей основной специальности. В рамках этого проекта все студенты обязательно пройдут практику на предприятии, где есть потребность в таких специалистах. И, конечно же, ещё одним преимуществом является наш сертификат о независимой оценке уровня сформированных компетенций – это документ от Университета Иннополис, ведущего ИТ-вуза страны.
Проект «Цифровые кафедры» реализуется в рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В 2022 году по таким программам пройдут обучение не менее 80 тысяч студентов, к 2030 – не менее 900 тысяч.
Последние новости
Консультация – предупреждение об интенсивности метеорологических явлений на территории Республики Татарстан
Уважаемые граждане! От ФГБУ «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан» поступила: Консультация – предупреждение об интенсивности метеорологических явлений с 18 час.
Активистка Нурлатской школы №2 выиграла путевку в «Артек»
Нурлатская школьница стала участницей первой смены 2025 года «Артек — в новый век!» Международного детского центра, которому в этом году — сто лет.
Консультация – предупреждение об интенсивности метеорологических явлений 27 января 2025 г.
Вечером 26, ночью и днем 27 января на территории Республики Татарстан и в г. Казань местами ожидаются гололед; на дорогах образование сильной гололедицы.
Жизнь после зависимости
Путь к восстановлению