Казанские кукольники разоблачили тайну Русалочки
В Татарском государственном театре кукол «Экият» – очередная премьера. Вместе с первыми зрителями сказку «Русалочка» посмотрел и культурный обозреватель «Казанского репортёра».
В Татарском государственном театре кукол «Экият» – очередная премьера. Вместе с первыми зрителями сказку «Русалочка» посмотрел и культурный обозреватель «Казанского репортёра».
История создания этого спектакля началась в прошлом году во время II кукольной лаборатории «Экият-LAB». Эскиз основателя театра пластики рук «HAND MADE» и театрального проекта «Круглый год» Светланы Озерской по сказке Ганса Христиана Андерсена «Русалочка» был выбран для постановки среди трёх историй, в которые ещё входили эскиз по средневековой немецкой легенде о Крысолове из города Гамельна и рассказ о матче чемпионата мира по футболу «Англия-Аргентина», где случился один из самых знаменитых голов в истории, когда Диего Марадона забил мяч в ворота кулаком, и его засчитали.
Трудно сказать, что повлияло на выбор руководства театра: все три сюжета лишь условно можно назвать детскими, в каждом из них был заложен философский подтекст. Но тем не менее на буклете премьерной «Русалочки» значится маркировка «7+».
– Спектакль в итоге получился не для семи лет, конечно, чуть постарше, лет с двенадцати, – главный режиссёр, художественный руководитель Татарского государственного театра кукол «Экият» Ильгиз Зайниев выглядит немного смущённым. – Нам показался эскиз симпатичным. И мы решили его доразвить до спектакля. Немножко темп медленный. Но артисты ещё наберут его, разыграются. Я надеюсь на это.
По словам Светланы Озерской, она любит работать над многослойными спектаклями. В её театральной афише и андерсеновская история девочки-цветка «Дюймовочка», и приключения принца Тамино по опере Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта», и сказка-притча «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, и судьба мальчика, так и не ставшего взрослым, «Питер Пэн, или Второй поворот направо, а дальше прямо до самого утра» по мотивам произведений Джеймса Мэтью Барри, и даже симбиоз жанров пластического, драматического театров и театра теней по отрывки автобиографической прозы поэта «Бродский в алфавитном беспорядке». Вот таким же смешением стилей, приёмов и жанров стала и «Русалочка» на сцене Татарского государственного театра кукол «Экият».
Полагаю, что и для двенадцати лет это будет сложно воспринять адекватно задуманному. Да, безусловно, в раннем подростковом возрасте возникает множество проблем и вопросов, вызванных необходимостью ориентироваться в социокультурном опыте, и этот спектакль будет в помощь испытавшим чувство первой любви. Яркие, чистые и наивные чувства, как утверждают психологи, сейчас возникают ориентировочно уже в одиннадцать-двенадцать лет. Больше того, согласно новой статистике, большинство жителей нашей страны начинают вести половую жизнь с шестнадцати-семнадцати лет. Таким образом, возрастные границы зрителей романтической истории – с двенадцати до пятнадцати лет. На них-то и следует ориентироваться как на целевую аудиторию «Русалочки».
Следуя за текстом Ганса Христиана Андерсена, Светлана Озерская создаёт собственную инсценировку всемирно прославленной истории. «Спектакль состоит из текста, потому что это история. Но текст – это не обязательно слова», – уверена Светлана Вильевна. Удивительно красивая, лирическая, глубокомысленная и многогранная история определена режиссёром как «сказка-жизнь». И вместе с тем эта постановка напомнила мне малобюджетные телевизионные инсценировки семидесятых годов прошлого уже века. Не динамичный спектакль, а разложенная на голоса художественная декламация. От этого возникало странное двойственное ощущение.
На наклонном подиуме сцены – шесть прекрасных актрис, которым подвластно всё – и магия голоса, и необычайная пластика, и чудо перевоплощения: Юлия Василишина в роли Русалочки, её четыре сестры, в образе которых выступили Ирина Гайнуллина, Евгения Кладова, Анастасия Жукова и Елена Дмитриева, и Алсу Хайсарова, сыгравшая их бабушку. То ли люди, то ли сказочные персонажи, то ли с ногами, то ли с рыбьими хвостами – они всё время меняются, и даже взрослому в какой-то момент становится трудно осознать, что перед ним – реальная история или плод воображения играющих на берегу моря девчонок.
Рассказываемая история о самой младшей морской принцессе сопровождается изображениями теней животных и людей. Только на тридцать пятой минуте спектакля на сцене появляются собственно куклы.
– Мне самому это не всегда нравится, – вздыхает Ильгиз Газинурович. – Но, когда приглашаешь хороших режиссёров, невозможно диктовать условия. Как я, например, Олегу Олеговичу Жюгжде, такому уважаемому человеку в мире театра кукол, буду диктовать художественную часть спектакля. Он, наверное, больше меня знает, как надо. Но я против того, чтоб кукольный спектакль неоправданно прерывался «живым планом». Актёры, которые вышли попеть, потанцевать, а не персонажи спектакля нам не нужны. А вот если это персонаж, то актёр здесь в своей психофизике развивается, он учится выстраивать роль от начала до конца как драматическую, потом он и в кукле готов к этому. Но сегодня я вот сидел и думал, что, наверное, в будущем будем выставлять приглашённым режиссёрам одно-единственное условие: никакого «живого плана».
Впрочем, это болевая точка кукольников всего мира: вымывание искусства кукол. Вместо играющей куклы появляется некий выставочный шедевр – красивый, но абсолютно бездушный. Вместо сценографии перед зрителями предстаёт наивная иллюстрация. Вместо создания насыщенной драматургии инсценировщики раскладывают оригинальный текст на диалоги. Вместо живой жизни на сцене выстраивают мир символов, разгадать которые не по силам даже маститым конспирологам. Режиссёров всё более занимает не столкновение страстей, идей или борьба за жизнь и честь, а положение Человека во Вселенной. Но разве сегодня это может кого-либо по-настоящему увлечь в кукольном театре? И уж тем более детей, которым в первую очередь адресуются сказки.
«Русалочка» – одно из самых сложных произведений Ганса Христиана Андерсена, начиная с заглавия. В оригинале оно звучит так – «Den Lille Havfrue», то есть «Маленькая морская дева». А дева – совсем не то, что русалка. Русалка – это вредоносный дух, появляющийся в летнее время в виде длинноволосой женщины. А морская дева – мифическое существо с рыбьим хвостом вместо ног, хотя в некоторых рассказах хвост морской девы бывает и змеиным, она чрезвычайно доброжелательна к людям и стремится обрести человеческую душу.
Светлана Озерская, кстати, в череду ключевых вопросов своей постановки выносит – о чём на самом деле мечтала Русалочка? Что победит: добро или зло? Что сильнее: любовь или ненависть? Её героиня – маленькая хозяйка морей – вовсе не похожа на растиражированных экранизациями кокоток: The Walt Disney Company значительно изменила не только внешний облик, но и характер героини, превратив её из пассивной страдалицы в бунтарку, в Японии было создано несколько вариаций аниме про Русалочку и почти везде она заканчивала жизнь самоубийством, да и в российских интерпретациях Русалочка предпочла погибнуть сама, превратившись в морскую пену.
Финал Татарского государственного театра кукол «Экият» более оптимистичен. «Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо», – искренне признаётся героиня андерсеновской сказки. «Ты можешь добрыми делами заслужить себе бессмертную душу и обрести её», – обнадёживают Русалочку прозрачные, чудные создания, сотнями реявшие над ней. И Светлана Озерская разворачивает перед нами нелёгкий путь к обретению мечты через визуализированную поэтизацию текста датского сказочника.
Здесь во многом успех зависел от хореографа Светланы Вакуленко, харизматичного педагога современного танца, в котором есть частички страсти, холодного разума, опытной техники, и художника по свету Анастасии Кузнецовой, чьи световые картины в полной мере отражали красоту языка Ганса Христиана Андерсена. Помните: «Солнце только что село, но облака ещё сияли пурпуром и золотом, тогда как в красноватом небе уже зажигались ясные вечерние звёзды; воздух был мягок и свеж, а море – как зеркало. Неподалёку от того места, где вынырнула русалочка, стоял трёхмачтовый корабль всего лишь с одним поднятым парусом, – не было ведь ни малейшего ветерка; на вантах и реях сидели матросы, с палубы неслись звуки музыки и песен; когда же совсем стемнело, корабль осветился сотнями разноцветных фонариков»? И столь же чарующе выглядела эта сцена в решении Анастасии Кузнецовой.
Малобюджетность здесь оказалась не помехой. Самая обычная полиэтиленовая плёнка для теплиц и парников вдруг становится морем, переливающимся всеми красками мира. А разнообразие сценических приёмов – то тени, то видеопроекция рисунков, то объёмные куклы, то условность хореографии – в искусной светописи превращаются в череду волшебных превращений.
Хорошо всё-таки, что Татарский государственный театра кукол «Экият» стремится к разнообразию форм. Есть здесь и ростовые куклы и маски как одно из направлений театра кукол. Есть и элементы теневого театра. Кажется, и марионетки играют. В современном кукольном театре широко распространен и приём, когда актёр управляет куклой открыто, на глазах у зрителей, наши кукольники активно используют и это. Разве что перчаточных и тростевых кукол лично мне недостаёт. И «Русалочка» – неплохое дополнение к уже имеющимся шедеврам – «Адәмнәр» («Люди»), «Әлдермештән Әлмәндәр» («Старик из деревни Альдермыш»), «Дитя Аллаха», «Страна чудес Алисы», «Misterioso con anima», «Shurale: новая фантазия»…
Так случилось, что эта премьера – своеобразный пролог к IV Международному фестивалю театров кукол «Шомбай-fest». Его открытие состоится уже во вторник опять же красивым и романтичным спектаклем о необычной любви Снеговика и печки по мотивам сказки всё того же Ганса Христиана Андерсена.
– Мы стремимся в рамках фестиваля представить всё многообразие кукольного жанра в постановках для детей и взрослых, – поясняет Зайниев. – Когда бы ещё у казанцев была возможность увидеть, например, «золотомасочный» спектакль «Снеговик» легендарного Государственный академический Центральный театр кукол имени Сергея Образцова? Или постановку Гродненского областного театра кукол «Демон»? В этом году в рамках фестиваля предусмотрена обширная уличная программа. Театры-участники будут показывать лучшие постановки для юных зрителей и их родителей прямо на открытом воздухе. Согласитесь, когда лучший марионеточник страны Виктор Антонов совершенно бесплатно покажет своё легендарное шоу «Цирк на нитях», – это уже праздник.
Обещаю, что наши читатели в числе первых будут узнавать новости фестиваля.
Зиновий Бельцев.
Последние новости
Погода в Альметьевске на 24 ноября
Население ожидает ясный день с умеренной температурой.
Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти представили план по модернизации общественного транспорта.
Уведомление от Управления по гидрометеорологии Татарстана
Обращение к гражданам о важной информации.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований