Игры в песочнице под аккомпанемент симфонического оркестра
В Государственном Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева прошёл показ «Сказки о царе Салтане» из музыкально-просветительского цикла «Сказки Пушкина».
В Государственном Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева прошёл показ «Сказки о царе Салтане» из музыкально-просветительского цикла «Сказки Пушкина». За волшебством песочной анимации наблюдал культурный обозреватель «Казанского репортёра».
Музыкально-просветительский цикл «Сказки Пушкина» включает в себя четыре программы: «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Сказка о мёртвой царевне» и поэма «Руслан и Людмила». Восемь лет назад этот мультикультурный арт-проект, возникший по замыслу профессора Московской консерватории, выдающейся органистки Евгении Кривицкой и известного актёра и режиссёра Петра Татарицкого, был отмечен грантом президента РФ как проект общенационального значения в области литературы и искусства.
Этот новый формат синтеза музыки, слова и визуальных искусств сразу же полюбился не только юным зрителям, на которых, собственно, и был рассчитан, но и их родителям. Все персонажи этой истории и декламируют, и поют, и танцуют, а художник Артём Нерсес сопровождает спектакль фантастическими песочными иллюстрациями. Так что Sand art, что в переводе с английского и означает песочное искусство, – не единственное, что перманентно собирает аншлаги на представлениях во многих российских городах.
– Потребность в качественных детских программах всегда актуальна, – считает Евгения Давидовна. – Появляются новые поколения детей, которых необходимо приобщать к нашему культурному наследию. Творчество Пушкина, замечательная музыка Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского, Камиля Сен-Санса, высококлассный уровень артистов, работающих в спектакле, интересная режиссура, – всё это вместе даёт возможность нашему проекту не только жить, но и развиваться, расти. На каждой площадке рождается своё маленькое чудо, своё режиссёрское решение, появляются новые краски, которые привносят новые артисты, появляющиеся в нашей команде. И зрителям, как мне кажется, интересно следить за этим, приходя на сказку не по одному разу.
В этот раз в команде мультикультурного арт-проекта дебютировал тенор Московского музыкального театра «Геликон-опера» Дмитрий Хромов. В его репертуаре более двух десятков оперных партий, множество специальных наград престижных конкурсов и ряд успешных гастрольных выступлений в Венгрии, Чехии, Словакии, Италии, Греции, Испании, Омане, Ливане и Канаде. В партии князя Гвидона он был весьма убедителен: обладая не очень большим, но красивым тенором, Дмитрий Хромов артистичен и за счёт вкуса, школы и хорошей вокальной техники прекрасно передавал оттенки настроений своего героя.
Его партнёрами в этом мультикультурном арт-проекте стали не менее прославленные сопрано Московского театра «Новая Опера» Анастасия Белукова (царевна Лебедь), бас Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Роман Улыбин (царь Салтан) и сопрано Башкирского государственного театра оперы и балета Олеся Мезенцева (царица Милитриса). Их имена давно уже стали знаковыми в мире музыки и неизменными гарантами аншлагов.
Под аплодисменты зала из-за кулис с расписной шарманкой выходит Сказочник (Пётр Татарицкий) и таинство начинается. Он знакомит зрителей с автором сказки, Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан, дирижёром Дмитрием Крюковым, который встанет в этот вечер за пульт, и песочницей, в которой Артёмом Нерсесом будут создаваться иллюстрации. А затем под музыку Николая Римского-Корсакова из знаменитой «Шехеразады» в звучании скрипки и органа на сцене появляются юные Царевна и Царевич, чьи роли исполнили Ильнур Зубаиров и Софья Саитова – солисты Башкирского государственного театра оперы и балета. Чуть позже Софья Саитова, иллюстрируя пушкинское «бьётся лебедь средь зыбей…», под музыку Камиля Сен-Санса блестяще станцует лебединый трепет в хореографии Михаила Фокина.
А на экранах тем временем по воле Артёма Нерсеса возникают удивительные, сменяющие друг друга как в мультфильме картинки. Они легки и подвластны смыслам Пушкина и авторов проекта настолько, что сомнений нет: песок вторит музыке, слову и танцу…
– В таких больших спектаклях самое сложное быть в синхроне, – говорит художник. – Я ведь создаю не просто оформление, я полноценно участвую в создании атмосферы синтетического представления. В некоторые моменты у меня – главная роль, поскольку всё внимание сосредотачивается на создаваемых мною рисунках. Бывает, что рука подводит. Но в такой манере, как я работаю, всё возможно исправить. Главное, быть всё время включённым в процесс коллективного творчества. Мне надо жить в своём ритме, но при этом ощущать ритм других.
Артём Нерсес родился и вырос в Москве, получил художественное образование в сфере декоративно-прикладного искусства, окончил факультет станковой живописи и с 2009 года активно работает в жанре песочной анимации. Создавая волшебство изобразительного ряда в «Сказке о царе Салтане», он тщательно вымерил темп чтения Петра Татарицкого, захронометрировал музыкальную часть, высчитал, сколько смен планов ему нужно и в каком темпе должен рисовать каждый из них, чтобы успеть уложиться в текст и смысл.
– Нам повезло с Артёмом, – признаётся Евгения Давидовна. – Он не просто хороший художник, он настоящий творец. Когда-то я участвовала в одном музыкальном проекте старинной музыки, а он там рисовал картины времён года. И мне он очень понравился. Я его запомнила. И как только родился наш проект, пригласила участвовать. Артём очень подробно рисует сюжет и ему важно, чтобы то, что зрители видят на экране, в полной мере соответствовало настроению, которое создаётся в слове и в музыке.
Возможно использование различных методов и приёмов создания картин песком: рисование ладонью; одновременное использование нескольких пальцев; насыпание из кулака, рисование мизинцами, рисование симметрично двумя руками, рисование ребром большого пальца, отсечение лишнего, рисование пальцем... Артём Нерсес демонстрирует зрителям все или почти все.
В техническом отношении процесс выглядит достаточно незамысловато: стол со стеклянной столешницей, которая снизу подсвечивается лампой, над столом закреплена видеокамера, которая в режиме реального времени выводит на большой экран рисунки из песка, выполняемые художником. Мы видим, как руки возносятся над песочницей и из них струится песок, мы видим, как этот песок замысловато передвигается по поверхности стекла кистями рук, мы видим, как пальцы, исполняя роль карандашей, уверенными движениями создают фигуры, предметы, здания, людей. Рядом с Артёмом Нерсесом стоит пюпитр, на который он иногда бросает быстрый взгляд.
– У меня сейчас нет с собой на сцене раскадровки, нет черновиков, я уже всё по памяти делаю, – говорит он. – Но всё же, на всякий случай, держу на пюпитре запись одного из спектаклей «Сказка о царе Салтане», чтоб в какой-то момент можно было подстраховаться. Сегодня я вот дважды бросил туда взгляд. А бывает, что и ни разу не гляну.
Современная история песочного искусства начинается то ли с американки Кэролайн Лиф, создавшей первый мультфильм, нарисованный песком, то ли с венгра Ференца Чако, впервые выступившего на сцене перед публикой с песочно-светомузыкальным шоу. Но в любом случае, это случилось более полвека назад. За это время техника создания волшебного мультфильма обрела необычайную виртуозность. Всё, что видит зритель, – насыпал, убрал, сдул, снова насыпал, добавил. Но, говорят, чтоб возник эффект импровизационности, каждое песочное действо нужно выполнить не меньше пяти сотен раз.
В СССР метод «сыпучей техники» одной из первых взяли на вооружение Елена и Владимир Петкевичи – песочные «Сказочка про козявочку» и «Лафертовская маковница» появились в 1985 году. А десять лет тому назад появился мультфильм петербургского режиссёра Натальи Мирзоян «Чинти» о мечтательном муравье, сделанный из разных сортов чая. Сегодня Sand art прочно обосновался на российской сцене – в Санкт-Петербурге, например, есть Театр песочной анимации Веры Лекомцевой, на площадке екатеринбургских театров спектакли из песка создаёт Елена Кадырова, концерты песочной анимации давно уже практикуются в Москве.
Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан, возглавляемый художественным руководителем и главным дирижёром Александром Сладковским, не боится свежих смелых экспериментов. Многолетний опыт работы в этом синтетическом жанре лишь подчёркивает высокий статус оркестрантов и их всё возрастающий профессионализм.
– С этим оркестром не надо заниматься какими-то рутинными ремесленными задачами, можно сразу браться за музыку, концепции, добиваться какого-то волшебства, что очень важно, – соглашается Евгения Кривицкая. Выдающийся теоретик музыки, профессор Московской консерватории, она сочетает науку с практикой, часто гастролируя как непревзойдённый органист, а потому ей есть с чем сравнивать уровень наших симфоников. О своей насыщенной жизни Евгения Давидовна говорит без особого пафоса:
– Так жить интереснее. Вы же понимаете. Когда каждая минутка занята чем-то творческим, это прекрасно. Один вид моей деятельности, скажем, как музыкального критика, обогащает другой, скажем, когда я выхожу на сцену как артистка. Недавно у меня был концерт в совершенно необычном месте. Одна из старейших электростанций Москвы – ГЭС-2, выведенная из эксплуатации, стала в конце 2021 года домом культуры. Туда привезли электронный орган, поставили его на парящую платформу над огромным залом. Публика тоже сидела и внизу, и на разного уровня платформах. Была очень интересная программа – Бах и Гендель как бы соревновались с современными композиторами. И среди современников я исполнила «Литанию» для органа Эльмира Низамова. Кстати, на IV Международном Органном фестивале в марте следующего года намечена мировая премьера его органного концерта «Великий шёлковый путь». Но это пока секрет, – улыбается Кривицкая.
Бурные несмолкающие овации всем исполнителям оказались далеко не финалом «Сказки о царе Салтане». Пётр Татарицкий, после того как артисты и музыканты покинули сцену, предложил юным зрителям, не желавшим уходить из зала, спеть под шарманку одну из баллад Павла Кашина на пушкинские стихи: «Я памятник воздвиг себе не рукотворный…» И довольно-таки простая мелодия тут же была подхвачена теми, кто знал слова этого произведения. К моему удивлению, таковых в зале оказалось немало …
Зиновий Бельцев.
Последние новости
Россия начинает серийное производство ракетных систем «Орешник»
Президент Путин объявил о начале серийного производства современных ракетных комплексов.
Опасности вейпинга: мифы и реальность
Исследуем вредные последствия использования электронных сигарет среди молодежи.
Возможности для сотрудничества между Татарстаном и Австрией
Минпромторг РТ провел онлайн-встречу с австрийским торговым представителем.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований