Идущий по родной земле

Людмила Пахомова С завидной периодичностью — раз в четыре года — в Музее современного этноискусства Елабужского государственного музея-заповедника появляется уже третья персональная выставка народного художника Татарс

Людмила Пахомова

С завидной периодичностью — раз в четыре года — в Музее современного этноискусства Елабужского государственного музея-заповедника появляется уже третья персональная выставка народного художника Татарстана Михаила Кузнецова. Он житель Казани, но, по его признанию, в Елабугу приезжает как к себе домой. И это не удивляет: начиная с 2017 года Михаил Иванович неизменный участник елабужских международных арт-симпозиумов по современному искусству, не раз приглашали его в наш город и в качестве члена жюри различных художественных проектов, которые организует музей-заповедник. А число его произведений, хранящихся в фондах ЕГМЗ, перевалило уже за пятьдесят.

Михаил Кузнецов Фото Л.Пахомовой Фрагмент экспозиции Фото Л.Пахомовой М. Кузнецов. Дома На открытии выставки Фото Л.Пахомовой М. Кузнецов. Взрывы осени М. Кузнецов. Уборка картошки М. Кузнецов. Картошка в мундире На открытии выставки Фото Л.Пахомовой Фрагмент экспозиции Фото Л.Пахомовой М. Кузнецов. Жених Фото Л.Пахомовой М. Кузнецов. Застолье М. Кузнецов. Сенокос М. Кузнецов. Зорька М. Кузнецов. Стакан молока М. Кузнецов. В гостях у бабушки М. Кузнецов. Салам, Бухара Фрагмент экспозиции Фото Л.Пахомовой М. Кузнецов. Гармонист играет, глазками моргает М. Кузнецов. Кузнец М. Кузнецов. Пей, милый М. Кузнецов. Встреча М. Кузнецов. Лунолов На открытии выставки Фото Л.Пахомовой

Через полтора года художник отметит свой очередной, восьмидесятилетний юбилей, и при этом его работоспособности можно просто позавидовать. Из 104 работ, экспонирующихся на выставке «Я шагаю по земле» три четвертых созданы за последние три года.

На этот раз вместе с Михаилом Ивановичем на открытие выставки приехал Марат Гарифзянов, директор издательства «Заман», в котором в конце прошлого года вышел в свет красочный альбом Михаила Кузнецова «Дорога домой», и ведущий научный сотрудник Центра искусствоведения Академии наук РТ Ольга Улемнова, которая вместе с художником является составителем издания. Она и представила эту книгу собравшимся на открытии выставки. В ней можно найти сведения о жизненном и творческом пути художника, проследить, как проходило развитие его графической и живописной манеры, начиная с работ, созданных в 80-е и заканчивая 2023 годом. Включена в альбом и текстовая запись передачи в виде круглого стола, прозвучавшей на «Радио Татарстана» в апреле 2018 года, когда цикл работ Михаила Ивановича под названием «Белые холсты. Народы Поволжья» был выдвинут на Государственную премию Республики Татарстан им. Габдуллы Тукая (чуть позже он и стал обладателем этой премии). В радиопередаче принимали участие два казанских искусствоведа, высказывания которых мы и хотим процитировать.

Ольга Улемнова: «Стиль Михаила Ивановича, по сути, можно назвать примитивизмом: его работы, на первый взгляд, напоминают очень светлые, радостные детские рисунки. Приглядевшись, понимаешь, что выполнены они высоко профессиональным художником, владеющим всеми профессиональными навыками. Необходимыми и для живописца, и для графика, хорошо знающим и перспективу, и анатомию, умеющим всем своим натурным впечатлениям придать определенную степень условности. По сути, Михаил Иванович — художник, который близок к авангардистскому мышлению, ведь примитивизм, примитивное искусство, детское творчество с начала XX века было одним из источников творчества авангардистов, и часто именно в детском рисунке художники видели подчас недосягаемый идеал, к которому профессиональный художник должен стремиться, чтобы стать таким же чистым, искренним и непосредственным, как ребенок, в передаче многообразия окружающего мира. Еще Пикассо говорил: “Я могу рисовать, как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребенок”. Мне кажется, Михаилу Ивановичу это как раз хорошо удается, но при этом в его “как бы” детских рисунках заключена удивительная глубина осознания и осмысления окружающего нас мира, понимание того, что каждая деталь обыденного является воплощением всего макрокосмоса, Вселенной, частью которой мы являемся. Художнику удается это передать в пейзажах, наполненных звездным ночным небом, которое действительно создает ощущение бесконечного мира, его многообразия, его глубины и близости каждому человеку. Это удивительно. Далеко не каждому художнику удается подняться на такой уровень обобщения».

Людмила Шкляева: «В сюжетах Михаила Ивановича отражены важнейшие стороны устройства жизни народа, которые потом закрепились в традициях. В отличие от художников, которые изображают молодые красивые лица или многофигурные эпические события, Михаил Иванович отображает в работах обыденную повседневность, но именно в этой повседневности он находит ту истинную красоту, которую Н.А. Заболоцкий назвал “огнем, мерцающим в сосуде” и которая служит основой для того, чтобы народ мог существовать. На картинах Михаила Ивановича Кузнецова мы видим представителей всех поколений, от младенцев до стариков, потому что вместе они составляют этническую целостность народа, его незыблемость, его жизнеспособность…

В Республике Татарстан издавна проживают представители множества национальностей, но коренных народов не так уж много, тех, которые были здесь изначально: представители угро-финского этноса (марийцы, чуваши, мордва), потом татары, потом русские. И так получилось, что здесь они никогда не проживали раздельно, на раздельных территориях, чувашская деревня соседствовала с татарской деревней, рядом находилась марийская или мордовская, туда и сюда девушки и юноши приходили на праздники, на посиделки, конечно, создавались и семьи, где были представители различных национальностей. Так родную землю сложно разделить, где чья — она здесь общее достояние. У представителей разных народов ныне одна Родина — Татарстан, и все живущие здесь — дети этой малой Родины. Эта идея полновесно отражается в работах Михаила Ивановича Кузнецова, в его серии “Белые холсты”, где полноценно и красиво представлен каждый народ, не выделяется ни один. Все даны совершенно равноправно и одинаково доброжелательно, художник подчеркивает именно те стороны, которые составляют и своеобразие народной культуры, и вместе с тем отражает эстетические ценности каждого из этносов, которые в данный момент мы рассматриваем».

Естественно, в беседе за круглым столом принимал участие и сам М.И. Кузнецов, рассказавший о своем детстве, учебе, истоках творчества, событиях, которые кардинально переменили и его жизнь, и художественную манеру. Приведем лишь несколько его высказываний: «Источник моего творчества — это окружающий меня мир. Это моя родина, мир добра, любви и труда… У меня все время переплетается несколько тем, ни одну из которых я не бросаю. Как говорил Гоголь, “чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное, и чтобы это необыкновенное было, между прочим, истинным”. Вот эти слова у меня прямо записаны в записную книжечку, эти слова висят в мастерской, этих слов я придерживаюсь очень строго, и строго придерживаюсь этих трех традиций — национальная культура, история своего края и истоки народного творчества. На этом фактически все мое творчество и зиждется».

Выступая на открытии выставки, Ольга Улемнова отметила еще одну характерную черту художника: «Он находится в постоянном развитии. Это всегда поиски, пусть даже внутри одной и той же темы, где он ищет разные художественные приемы, разные изобразительные средства».

Среди тем, которые художник М.И. Кузнецов отразил в своих живописных и графических произведениях за последние три года, можно выделить десять основных — любовь, семья, дом, деревня, труд, природа, друзья, художники, праздники, народы Поволжья. И если уж семь нот дают возможность создавать бесчисленное количество мелодий, то стоит ли удивляться разнообразию работ Михаила Ивановича.

Любовь и семья в творчестве художника это как две стороны одной медали. Произведения с названиями «Будем знакомы», «Честь имею», «Ухажёр», «Жених», «Ваня, ты меня любишь?» плавно перетекают (нередко в формате одного и того же триптиха) в семейные отношения, где героев чаще всего уже не двое, а трое или четверо и, независимо от возраста, все они живут с ощущением счастья.

Пожалуй, столь же неотделимы друг от друга темы дома и деревни, слившиеся в памяти художника с картинами послевоенного детства. Символичное отражение это нашло в трех расположенных рядом картинах, выполненных в одной стилистике и цветовой гамме — «Утро», «Дома» и «Дорога домой». Женщины, несущие воду в ведрах на коромыслах, лоскутные одеяла и тканые дорожки, сундук с комодом, керосиновая лампа и ходики на стене, цветные занавески, разделяющие пространство деревенской избы — все это из воспоминаний той далекой поры, когда зимой улицы утопали в сугробах, над каждой крышей вился дымок, а красногрудые снегири, сидящие на заснеженных ветках, казались вышитыми на фоне синего неба… Когда чугунок с картошкой в жарко натопленной печи олицетворял безбедную сытую жизнь («Картошка в мундире»), а вкуснее молока с яйцами, казалось, не было ничего на свете («Стакан молока»).

Чувствуется, что эти две последних живописных работы с тонкими цветовыми и тоновыми переходами художник выполнял не только с особой тщательностью, но и с особым чувством благодарности к родителям и соседям, которые старались, чтобы последыш в семье и единственный послевоенный ребенок в деревне не знал, что такое голод. Примечательно, что оба этих изображения можно увидеть в альбоме Михаила Кузнецова «Дорога домой». Но там они предстают в виде графичных акварельных рисунков на бумаге в иной, более темной — в первой и близкой к коричневому монохрому — второй работе. Решив повторить удачные сюжеты, художник использовал масло, создав более красочные и, одновременно, лирические произведения.

Очевидно, стремясь оставить память о видах работ, на которых раньше держалась крестьянская жизнь, но которые чем дальше, тем больше становятся неведомы горожанам, Михаил Иванович создал специально не выделенный, но, по сути, явно выраженный «трудовой» цикл, включающий такие картины как «Сенокос», «Собиратель трав», «Отбойка косы», «Жатва», «Уборка картошки», «Зорька», «Шорник», «Кузнец», «Стрижка овец». И среди них — неожиданный, фантазийный — «Лунолов».

Наряду с жителями Поволжья, привнесшими яркий национальный колорит в творчество народного художника Татарстана, мы видим в его работах и представителей других национальностей, как правило, художников, с которыми он ежегодно встречается в Елабуге на международных арт-симпозиумах по современному искусству. Стоит добавить, что созданные в прошлом году произведения Михаил Иванович еще нигде не выставлял, так что первыми их зрителями стали жители и гости нашего города. А таких работ на выставке более тридцати.

Последние новости

В Татарстане предложили вакцинировать скот от бруцеллеза из-за вспышек заболевания

Фото: Мария Зверева В Татарстане предложили провести массовую вакцинацию крупного рогатого скота от бруцеллеза, чтобы остановить распространение заболевания,

Анонс нового номера «Бугульминской газеты» от 21 февраля

Бугульминцы столкнулись с дефицитом одного из жизненно важных лекарственных препаратов – физраствора.

Стало известно, сколько еще простоят морозы в Татарстане

Сильные морозы в Татарстане постепенно начнут отступать, существенных осадков в ближайшие дни не ожидается.

Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество

Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Ржеве, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *