Сергей Когогин: «Конечно, мы нашли обходной путь. Но что будет, когда возьмут ножницы и отрежут?»
«Одно из изделий: европейский партнер собрал чемоданы и ушел.
«Одно из изделий: европейский партнер собрал чемоданы и ушел. Тут же сели, посмотрели детали, которые нужно заместить из Европы. 220 деталей КАМАЗ и партнеры локализовали в течение месяца, 30 деталей привезли из другого направления. Предприятие работает, независимо от воли и желания партнера», — рассказывал сегодня Сергей Когогин на промышленном форуме в Москве. Участники обсудили «новые реалии» и импортозамещение. По словам директора КАМАЗа, если с коммерческим транспортом все нормально, то «от легкового автопрома никого не осталось». О том, как глава «Трансмашхолдинга» заклинал не опираться на китайцев и когда настанет «золотой век», — в материале «БИЗНЕС Online».
Юрий Борисов затронул «модную и горячую» сейчас тему импортозамещения. Говорить о том, что эта работа провалена, неверно, считает вице-премьер. Ни одна страна в мире сегодня не производит сразу все товары, это невозможно Фото: «БИЗНЕС Online»
Борисов: «Не хочу никого пугать, но мы живем в новой стране»Вступительная часть от вице-премьера Юрия Борисова сводилась к одному тезису: настало время новых возможностей и «рывка» промышленности . В том, что страна выберется из «новых реалий» достойно, Борисов не сомневается. Тем более, что цели остаются прежними. При этом все должны понимать, что теперь живут в новой стране, а если до кого-то еще не дошло — это «беда». «Сегодня нужно по некоторым направлениям очень серьезно пересмотреть позиции и ускоряться» , — обратился Борисов к тем, кто пока двигается медленно. Чтобы подбодрить зал, зампред правительства вкратце рассказал о ситуации в экономике и показал слайды. ВВП растет, темпы строительства увеличиваются, а прогнозы по урожаю благоприятные. «Голодными не останемся, а может и весь мир накормим», — подчеркнул Борисов. И заметил, что без России мировой экономике придется туго.
Интересно, что как пример одного из ключевых инвестпроектов в России в презентации Борисова приводилось «Развитие производственной площадки в Набережных Челнах» на 46,5 млрд рублей. Речь о специальном инвестконтракте (СПИК), который в 2018 году заключили КАМАЗ, немецкий концерн Daimler и минпромторг РФ. Впрочем, несмотря на грандиозные планы, Daimler Truck в феврале приостановил сотрудничество с челнинским заводом на неопределенный срок. И что будет дальше с совместным производством, пока не совсем ясно. Но пример показательный.
Следом Борисов перешел к «модной и горячей» сейчас теме импортозамещения. Говорить о том, что эта работа провалена , неверно, считает вице-премьер. Тема для Борисова не посторонняя — в правительстве он возглавляет профильную комиссию по импортозамещению. Ни одна страна в мире сегодня не производит сразу все товары, это невозможно, а Россия, как и другие государства с удовольствием пользовалась зарубежными технологиями, чтобы создавать конкурентную продукцию, объяснял спикер «ошибки прошлого». По его словам, с 2015 года Россия потратила на замещение зарубежных товаров почти 3,5 трлн рублей . К примеру, 160 млрд рублей пошло, чтобы уйти от зависимости от украинских и иностранных комплектующих в ОПК.
Дмитрий Рогозин рассказал присутствующим, как добился «честной» импортонезависимости Фото: kremlin.ru
У выступавшего нашелся показательный пример: ситуация в космической отрасли. До 90-х годов страна работала на чисто отечественных решениях и составляла конкуренцию. «И вот когда мы начали работать по международной космической станции, наши [зарубежные] коллеги сказали: «Слушайте, нет никаких препятствий, холодная война закончилась, мы друзья. Берите нашу элементную базу, она лучше, зачем вам ее делать?». По словам Борисова, многие «повелись на это дело» , и в результате были утеряны компетенции. А в 2014 году зарубежные «партнеры» все поставки обрезали. С тех пор работа «Роскосмоса» была пересмотрена, и сегодня госкорпорация в лучшей ситуации, чем другие отрасли, похвалил Борисов сидевшего рядом Дмитрия Рогозина . Глава «Роскосмоса» описал присутствующим, как добился «честной» импортонезависимости. По словам спикера, тут было две проблемы. Во-первых, некоторые «товарищи» считают, что достаточно заменить европейский импорт на китайский . А другие заверяли, что если в продукте 65% деталей российские, он отечественный. «Ну это же глупость! Не надо себя обманывать», — просил Рогозин.
По мнению Сергея Когогина, денег так и не будет, если ЦБ не договорится со странами Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»
Когогин о зарубежных партнерах «КАМАЗа»: в основном «развелись» со всеми цивилизованноПрезидент «Трансмашхолдинга» Кирилл Липа «заклинал» минпромторг РФ и российских промышленников, чтобы те не опирались только на иностранные технологии. «Вся история нашей кооперации с нашими так называемыми азиатскими, как теперь принято говорить, партнерами, вовсе не про то, чтобы российская промышленность была эффективной, успешной и перспективной. Она про то, чтобы та промышленность, та экономика и те институты развития были успешными », — подчеркнул спикер.
Россия 24 февраля перешла рубикон, а теперь стоит на пороге золотого века в своем развитии, провозгласил исполнительный директор «Ростеха» Олег Евтушенко . «Часто спрашивают меня, на чем будем летать? Летать будем на своих самолетах, ездить на своих „КАМАЗах“, в этом я как бы уверен», —успокоил он и заметил, что инженерную школу в стране «успели спасти». По прогнозу Евтушенко, золотой век наступит в ближайшие 5 лет, и главное — развивать цифровую экономику, цифровые платежные инструменты. Пока же Tesla купить за биткоин можно, а вот, например, челнинский грузовик не получится, огорчился представитель «Ростеха». Добавил про импортозамещение: внутри госкорпорации такие профессионалы, как гендиректор «КАМАЗа» Сергей Когогин , спокойно проанализировали ситуацию и приступили к работе в новых условиях.
Однако сам Когогин не выглядел таким уж уверенным. « Случилось то, что случилось, нашей отрасли крайне сложно. Я в этом вопросе совершенно не оптимист. Хотя „КАМАЗ“ и до 24-го [февраля] работал, и после работает. Мы ни одного дня не стояли и не собираемся», — отметил руководитель КАМАЗа. Накануне, напомним, стало известно , что автогигант отменил приказ о переходе на трехдневку в мае. Когогин признался, что после новых санкций ему как руководителю стало работать даже проще. «То есть не надо десять раз команду отдавать, все решается с одного раза. Коллектив абсолютно консолидирован, — сжал руку в кулак Когогин. — Все знают цели, задачи. Буквально 30-минутного обсуждения хватает для того, чтобы можно было свернуть горы».
В случае с коммерческим и пассажирским транспортом уровень локализации достаточный, заверил спикер. А вот с легковым автопромом ситуация похуже — его передали глобальным компаниям в обмен на инвестиции и технологии. « Вот наступило время „Ч“ — и от легкового автопрома никого не осталось . Они все ( зарубежные компании — прим. ред. ) собрали чемоданы, первый месяц рассказывали о том, что мы хотим вернуться после политической стабилизации. На третий месяц уже молчат. Догадываюсь, что чемоданы они собрали надолго», — сказал гендиректор «КАМАЗа». Напомним, что теперь челнинский завод — основной партнер московского автомобильного завода «Москвич» (бывший Renault). «Все, что мы с вами получили, это проблемы с кооперационными цепочками и логистическими коридорами. Переориентировать все потоки, которые шли из Европы на юг и восток — задачка непростая. Пока не думаю, что мы ее просто решим. Наши грузы идут туда, фуры стоят, и из Турции везем, и это все совершенно непросто », — перешел Когогин уже к вопросам челнинского завода. По словам директора «КАМАЗа», теперь даже ближайшие соседи по ЕврАзЭС ( Евразийское экономическое сообщество, куда входят Беларусь, Казахстан ) «тормозят» свои банки, поскольку боятся вторичных санкций.
— Как вы думаете, это временное явление? Они пока боятся? , — поинтересовался модератор дискуссии.
— Вот раньше бы сказал, наверное, временное. А сейчас я отвечу «не знаю», — горько посмеялся Когогин. По мнению гендиректора завода, денег так и не будет, если ЦБ не договорится со странами.
«Коллектив абсолютно консолидирован. Все знают цели, задачи. Буквально 30-минутного обсуждения хватает для того, чтобы можно было свернуть горы» Фото: kremlin.ru
«Конечно, мы нашли и находим обходные пути. Но мир-то прозрачный. [Что будет], когда возьмут ножницы и этот путь отрежут, мы не знаем» , — указал руководитель «КАМАЗа». Также Когогин впервые рассказал, как завод «разводился» с зарубежными партнерами и перезапускал производство. Почти со всеми зарубежными компаниями удалось разойтись цивилизованно, отметил руководитель завода. «Одно из изделий: европейский партнер собрал чемоданы и ушел с нашего СП ( совместного производства — прим. ред. ). Тут же сели, посмотрели, 253 детали, которые нужно заместить из Европы. 220 деталей „КАМАЗ“ и наши [партнеры] локализовали в течение месяца, 30 деталей привезли из другого направления. — вспомнил гендиректор КАМАЗа. — Предприятие работает. Независимо от воли и желания партнера, это происходит ».
— А сигналы идут, они хотят вернуться? — не оставлял надежд модератор.
— Все же люди неглупые. Все говорят, что хотят вернуться, а вот произойдет это или нет, зависит от, как мы говорим в переговорах, политической стабилизации, — отреагировал Когогин.
«В нашей отрасли самый сложный момент в том, что технологический перелом наступил», — завершал спикер. Чтобы показать, о чем речь, Когогин зачитал аудитории сообщение европейской комиссии со своей почты: «После вторжения России на Украину доводы в пользу быстрого перехода на экологически чистую энергию никогда не были такими сильными и ясными». К 2030 году европейцы поставили задачу избавиться от нефти и газа из России и принимают «беспрецедентные меры финансовой поддержки» отраслей промышленности, посмотрел Когогин на вице-премьера Борисова. Дескать, и российским отраслям подобные меры не помешают.
Роман КолесниковПоследние новости
Понимание комплексных кадастровых работ
Разбор основных аспектов кадастровой деятельности в России.
Понимание комплексных кадастровых работ
Разбор основных аспектов кадастровой деятельности в России.
Понимание комплексных кадастровых работ
Разбор основных аспектов кадастровой деятельности в России.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований