Сергей Когогин: «Конечно, мы нашли обходной путь. Но что будет, когда возьмут ножницы и отрежут?»

«Одно из изделий: европейский партнер собрал чемоданы и ушел.

Директор КАМАЗа рассказал о «разводе» с иностранцами и пугливых азиатах

«Одно из  изделий: европейский партнер собрал чемоданы и  ушел. Тут  же сели, посмотрели детали, которые нужно заместить из  Европы. 220 деталей КАМАЗ и  партнеры локализовали в  течение месяца, 30 деталей привезли из  другого направления. Предприятие работает, независимо от  воли и  желания партнера»,  — рассказывал сегодня Сергей Когогин на  промышленном форуме в  Москве. Участники обсудили «новые реалии» и  импортозамещение. По  словам директора КАМАЗа, если с  коммерческим транспортом все нормально, то  «от  легкового автопрома никого не  осталось». О том, как глава «Трансмашхолдинга» заклинал не  опираться на  китайцев и  когда настанет «золотой век», — в  материале «БИЗНЕС Online».

Юрий Борисов затронул  «модную и  горячую» сейчас тему импортозамещения. Говорить о  том, что эта работа  провалена, неверно, считает вице-премьер. Ни  одна страна в  мире сегодня не  производит сразу все товары, это невозможно Фото: «БИЗНЕС Online»

Борисов: «Не  хочу никого пугать, но  мы  живем в  новой стране»

Вступительная часть от  вице-премьера Юрия Борисова сводилась к  одному тезису: настало время новых возможностей и  «рывка» промышленности . В  том, что страна выберется из  «новых реалий» достойно, Борисов не  сомневается. Тем более, что цели остаются прежними. При этом все должны понимать, что теперь живут в  новой стране, а  если до  кого-то еще не  дошло  — это «беда». «Сегодня нужно по  некоторым направлениям очень серьезно пересмотреть позиции и  ускоряться» ,  — обратился Борисов к  тем, кто пока двигается медленно. Чтобы подбодрить зал, зампред правительства вкратце рассказал о  ситуации в  экономике  и  показал слайды. ВВП растет, темпы строительства увеличиваются, а  прогнозы по  урожаю благоприятные. «Голодными не  останемся, а  может и  весь мир накормим»,  — подчеркнул Борисов. И  заметил, что без России мировой экономике придется туго.

Интересно, что как пример одного из  ключевых инвестпроектов в  России в  презентации Борисова приводилось «Развитие производственной площадки в  Набережных Челнах» на  46,5  млрд рублей. Речь о  специальном инвестконтракте (СПИК), который в  2018 году заключили КАМАЗ, немецкий концерн Daimler и  минпромторг  РФ. Впрочем, несмотря на  грандиозные планы, Daimler Truck в  феврале приостановил сотрудничество с  челнинским заводом на  неопределенный срок. И  что будет дальше с  совместным производством, пока не  совсем ясно. Но  пример показательный. 

Следом Борисов перешел к  «модной и  горячей» сейчас теме импортозамещения. Говорить о  том, что эта работа провалена , неверно, считает вице-премьер. Тема для Борисова не  посторонняя  — в  правительстве он  возглавляет профильную комиссию по  импортозамещению. Ни  одна страна в  мире сегодня не  производит сразу все товары, это невозможно, а  Россия, как и  другие государства с  удовольствием пользовалась зарубежными технологиями, чтобы создавать конкурентную продукцию, объяснял спикер «ошибки прошлого». По  его словам,  с  2015 года Россия потратила на  замещение зарубежных товаров почти 3,5  трлн рублей . К  примеру, 160  млрд рублей пошло, чтобы уйти от  зависимости от  украинских и  иностранных комплектующих в  ОПК.

Дмитрий Рогозин  рассказал присутствующим, как добился «честной» импортонезависимости Фото: kremlin.ru

У  выступавшего нашелся показательный пример: ситуация в  космической отрасли. До  90-х годов страна работала на  чисто отечественных решениях и  составляла конкуренцию. «И  вот когда мы  начали работать по  международной космической станции, наши [зарубежные] коллеги сказали: «Слушайте, нет никаких препятствий, холодная война закончилась, мы  друзья. Берите нашу элементную базу, она лучше, зачем вам ее  делать?». По  словам Борисова, многие «повелись на  это дело» , и  в  результате были утеряны компетенции. А  в  2014 году зарубежные «партнеры» все поставки обрезали. С  тех пор работа «Роскосмоса» была пересмотрена, и  сегодня госкорпорация в  лучшей ситуации, чем другие отрасли, похвалил Борисов сидевшего рядом Дмитрия Рогозина . Глава «Роскосмоса» описал присутствующим, как добился «честной» импортонезависимости. По  словам спикера, тут было две проблемы. Во-первых, некоторые «товарищи» считают, что достаточно заменить европейский импорт на  китайский . А  другие заверяли, что если в  продукте 65% деталей российские, он  отечественный. «Ну  это  же глупость! Не  надо себя обманывать»,  — просил Рогозин.

По  мнению Сергея Когогина, денег так и  не  будет, если ЦБ  не  договорится со  странами Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

Когогин о  зарубежных партнерах «КАМАЗа»: в  основном «развелись» со  всеми цивилизованно

Президент «Трансмашхолдинга» Кирилл Липа «заклинал» минпромторг РФ  и  российских промышленников, чтобы те  не  опирались только на  иностранные технологии. «Вся история нашей кооперации с  нашими так называемыми азиатскими, как теперь принято говорить, партнерами, вовсе не  про то, чтобы российская промышленность была эффективной, успешной и  перспективной. Она про то, чтобы та  промышленность, та  экономика и  те  институты развития были успешными »,  — подчеркнул спикер. 

Россия 24  февраля перешла рубикон, а  теперь стоит на  пороге золотого века в  своем развитии, провозгласил исполнительный директор «Ростеха» Олег Евтушенко . «Часто спрашивают меня, на  чем будем летать? Летать будем на  своих самолетах, ездить на  своих „КАМАЗах“, в  этом я  как  бы уверен»,  —успокоил  он  и  заметил, что  инженерную школу в  стране «успели спасти». По  прогнозу Евтушенко, золотой век наступит в  ближайшие 5 лет, и  главное  — развивать цифровую экономику, цифровые платежные инструменты. Пока  же Tesla купить за  биткоин можно, а  вот, например, челнинский грузовик не  получится, огорчился представитель «Ростеха». Добавил про импортозамещение: внутри госкорпорации такие профессионалы, как гендиректор «КАМАЗа» Сергей Когогин , спокойно проанализировали ситуацию и  приступили к  работе в  новых условиях. 

Однако сам Когогин не  выглядел таким уж  уверенным. « Случилось то, что случилось, нашей отрасли крайне сложно. Я  в  этом вопросе совершенно не  оптимист. Хотя „КАМАЗ“ и  до  24-го [февраля] работал, и  после работает. Мы  ни  одного дня не  стояли и  не  собираемся»,  — отметил руководитель КАМАЗа. Накануне, напомним, стало известно , что автогигант отменил приказ о  переходе на  трехдневку в  мае. Когогин признался, что после новых санкций ему как руководителю стало работать даже проще. «То  есть не  надо десять раз команду отдавать, все решается с  одного раза. Коллектив абсолютно консолидирован,  — сжал руку в  кулак Когогин. —  Все знают цели, задачи. Буквально 30-минутного обсуждения хватает для того, чтобы можно было свернуть горы».

В  случае с  коммерческим и  пассажирским транспортом уровень локализации достаточный, заверил спикер. А  вот с  легковым автопромом ситуация похуже  — его передали глобальным компаниям в  обмен на  инвестиции и  технологии. « Вот наступило время „Ч“  — и  от  легкового автопрома никого не  осталось . Они все ( зарубежные компании   — прим. ред. ) собрали чемоданы, первый месяц рассказывали о  том, что мы  хотим вернуться после политической стабилизации. На  третий месяц уже молчат. Догадываюсь, что чемоданы они собрали надолго»,  — сказал гендиректор «КАМАЗа». Напомним, что теперь челнинский завод  — основной партнер московского автомобильного завода «Москвич» (бывший Renault).  «Все, что мы  с  вами получили, это проблемы с  кооперационными цепочками и  логистическими коридорами. Переориентировать все потоки, которые шли из  Европы на  юг  и  восток  — задачка непростая. Пока не  думаю, что мы  ее  просто решим. Наши грузы идут туда, фуры стоят, и  из  Турции везем, и  это все совершенно непросто »,  — перешел Когогин уже к  вопросам челнинского завода. По  словам директора «КАМАЗа», теперь даже ближайшие соседи по  ЕврАзЭС ( Евразийское экономическое сообщество, куда входят Беларусь, Казахстан ) «тормозят» свои банки, поскольку боятся вторичных санкций.

—  Как вы  думаете, это временное явление? Они пока боятся? ,  — поинтересовался модератор дискуссии.

—  Вот раньше  бы сказал, наверное, временное. А  сейчас я  отвечу «не  знаю»,  — горько посмеялся Когогин. По  мнению гендиректора завода, денег так и  не  будет, если ЦБ  не  договорится со  странами.

«Коллектив абсолютно консолидирован. Все знают цели, задачи. Буквально 30-минутного обсуждения хватает для того, чтобы можно было свернуть горы» Фото:  kremlin.ru

«Конечно, мы  нашли и  находим обходные пути. Но  мир-то прозрачный. [Что будет], когда возьмут ножницы и  этот путь отрежут, мы  не  знаем» ,  — указал руководитель «КАМАЗа». Также Когогин впервые рассказал, как завод «разводился» с  зарубежными партнерами и  перезапускал производство. Почти со  всеми зарубежными компаниями  удалось разойтись цивилизованно, отметил руководитель завода. «Одно из  изделий: европейский партнер собрал чемоданы и  ушел с  нашего СП  ( совместного производства   — прим. ред. ). Тут  же сели, посмотрели, 253 детали, которые нужно заместить из  Европы. 220 деталей „КАМАЗ“ и  наши [партнеры] локализовали в  течение месяца, 30 деталей привезли из  другого направления. —  вспомнил гендиректор КАМАЗа. —  Предприятие работает. Независимо от  воли и  желания партнера, это происходит ».

—  А  сигналы идут, они хотят вернуться? —  не  оставлял надежд модератор.

—  Все  же люди неглупые. Все говорят, что хотят вернуться, а  вот произойдет это или нет, зависит от, как мы  говорим в  переговорах, политической стабилизации,  — отреагировал Когогин.

«В  нашей отрасли самый сложный момент в  том, что технологический перелом наступил»,  — завершал спикер. Чтобы показать, о  чем речь, Когогин зачитал аудитории сообщение европейской комиссии со  своей почты: «После вторжения России на  Украину доводы в  пользу быстрого перехода на  экологически чистую энергию никогда не  были такими сильными и  ясными». К  2030 году европейцы поставили задачу избавиться от  нефти и  газа из  России и  принимают «беспрецедентные меры финансовой поддержки» отраслей промышленности, посмотрел Когогин на  вице-премьера Борисова. Дескать, и  российским отраслям подобные меры не  помешают.

Роман Колесников

Последние новости

Понимание комплексных кадастровых работ

Разбор основных аспектов кадастровой деятельности в России.

Понимание комплексных кадастровых работ

Разбор основных аспектов кадастровой деятельности в России.

Понимание комплексных кадастровых работ

Разбор основных аспектов кадастровой деятельности в России.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Калуге, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *