«Конституционный совет – это не суд!»: Ильгиз Гилазов ждет жалоб на законы Татарстана

«Ликвидация конституционных судов субъектов создала пробел субъектового конституционного надзора», — рассуждал сегодня Ильгиз Гилазов на презентации Конституционного совета РТ.

Одно обращение за первые 100 дней уже есть

«Ликвидация конституционных судов субъектов создала пробел субъектового конституционного надзора»,  — рассуждал сегодня Ильгиз Гилазов на  презентации Конституционного совета  РТ. Орган, созданный после ликвидации Конституционного суда Татарстана, отработал уже 100 дней. По  словам Гилазова, все вопросы, касающиеся совета, решает только Татарстан  — федеральный законодатель не  определил его параметры, а  значит, у  республики здесь остается широкое поле для творчества. О том, кто может жаловаться в  совет, обязательны  ли его решения, чем он  отличается от  суда и  какой риторический вопрос в  связи со  всем этим возник у  автора поправок к  Конституции РФ, — в  материале «БИЗНЕС Online».

«Специфические политические полномочия», как в Алжире, Франции и Сенегале

Конституционный совет (КС) РТ впервые официально явил себя общественности спустя 100 дней после создания. Сегодня председатель совета (и бывший председатель Верховного суда РТ, ушедший в отставку в мае) Ильгиз Гилазов собрал в небольшом зале представителей органов власти и общественных институтов, чтобы презентовать регламент совета, принятый 11 октября. «[Теперь] мы фактически имеем полное правовое обоснование принимать к рассмотрению соответствующие обращения» , — заявил Гилазов.

Конституционный совет расположился на третьем этаже здания на углу улиц Пушкина и Большой Красной — там же, где располагался раньше и Конституционный суд РТ. В небольшом зале с «запасом» уместились немногочисленные приглашенные гости. В их числе был ГФИ по РТ Виктор Демидов , начальник управления судебного департамента РТ Зявдат Салихов , президент Нотариальной палаты РТ Ольга Гришина , директор казанского филиала РГУП Рамиль Шарифуллин , начальник управления минюста РФ по РТ Максим Скирда , Гузель Удачина ,  в прошлом судья Конституционного суда, а ныне руководитель татарстанского отделения «Защитников Отечества», и другие гости. Пришел на презентацию и завкафедрой конституционного и административного права юридического факультета КФУ, один из авторов поправок к Конституции РФ Евгений Султанов , ратовавший за сохранение конституционных судов в регионах.

«Конституционный совет — это орган конституционного надзора взамен конституционных судов в некоторых странах, преимущественно связанных с традициями французского права», — начал Гилазов объяснять, что называется, «правовую сторону» существования КС РТ. Он отметил, что такие советы, например, существуют в Алжире, Казахстане, Сенегале, Франции, Шри-Ланке, Эфиопии и других странах. При этом совет имеет «внесудебную», или «квазисудебную», природу, подчеркнул Гилазов: «Мы не суд!»

В мире сейчас осталось мало государств, которые реализуют идею КС как квазисудебного органа, указал Гилазов. А вот конституционная реформа 2020 года в России, напротив, предопределила возникновение этого института в нашей стране, подчеркнул он.

Чем КС отличается от Конституционного суда? Во-первых, КС функционирует при законодательных органах госвласти субъектов, региональных парламентах, а это говорит о его парламентской, а не судебной природе. Во-вторых, КС официально наделяется и «специфическими политическими полномочиями», указал Гилазов. В частности, ключевое полномочие КС — предварительный конституционный контроль законопроектов. В-третьих, формирование КС отличается от формирования суда. В-четвертых, решения, принимаемые КС, «в значительной степени отличаются от традиционных судебных решений», подчеркнул Гилазов.

«При этом важно подчеркнуть, что формат организации Конституционного совета при региональном парламенте федеральным законодателем не устанавливается. А значит, у субъекта федерации остается достаточно широкая сфера для собственного усмотрения в данном вопросе », — сделал акцент спикер.

«Ликвидация конституционных судов субъектов создала пробел субъектового конституционного надзора»

Гилазов напомнил, как создавался совет. Этому предшествовали поправки к российской Конституции, с которыми с начала 2023-го уставные суды в регионах упразднялись. Затем «обновился» закон о принципах организации публичной власти. В июне этого года в соответствии со всеми изменениями в Татарстане издали закон о Конституционном совете, названным «постоянно действующим госорганом республики».

« В принципах деятельности Конституционного совета закреплено, что деятельность основывается на принципах законности, объективности и, я подчеркиваю, организационной самостоятельности! — сделал упор Гилазов, продолжая перечислять: — [А также на принципах] функциональной независимости, коллегиальности, открытости и гласности».

Он подчеркнул: т. к. КС — структура несудебная, то фактически принудительное исполнение его решений невозможно. Но только не в Татарстане: по словам Гилазова, этот момент в законе учтен. В частности, закон гласит, что, если КС РТ признал какой-либо нормативный правовой акт (указ, закон и т. д.) не соответствующим Конституции РТ, то орган, этот акт издавший, должен в течение трех месяцев рассмотреть заключение КС РТ.

«Ликвидация конституционных судов субъектов создала пробел субъектового конституционного надзора, — рассуждал Гилазов. — Несмотря на то что не во всех регионах конституционные суды были организованы (в лучшие времена их существовало 18 по России), они функционировали, рассматривали дела, потребность в этом была и есть». По словам Гилазова, например, в рамках общего надзора прокуратуры нет контроля за законами и указами органов власти региона. В судах общей юрисдикции такой категории дел (о несоответствии нормативно-правовых актов Конституции РТ) нет, они лишь могут рассмотреть противоречия НПА федеральным законам. В подобных ситуациях гражданам как раз была дорога в Конституционный суд региона.

После этого Гилазов предложил коллегам советовать татарстанцам обращаться в Конституционный совет: мол, вы проводите приемы граждан, люди приходят к вам со своими проблемами. «Вы или ваши люди могут увидеть, что в этой ситуации, может быть, закон и не соответствует Конституции, тем или иным ее нормам. Естественно, вы можете ориентировать граждан на то, что эту проблему можно разрешить, обратившись в Конституционный совет нашей республики», — говорил Гилазов.

Кто сможет работать в КС РТ и подавать заявления

«Материальную» сторону существования КС РТ подсветила член совета Эльмира Мустафина : ранее она работала в Госсовете РТ, а с 2017 года — судьей Конституционного суда, затем — зампредседателя суда.

В частности, Мустафина рассказала, что КС состоит из трех членов: одного из них представляет Госсовету глава РТ, двоих — председатель ГС РТ. Назначают на должность решением Госсовета РТ. К слову, еще один член совета — Роман Гафаров , в прошлом судья (и даже один срок — зампред) ВС РТ, который летом ушел в отставку.

Членом КС может быть гражданин не моложе 35 лет с высшим юридическим образованием и стажем работы не менее 10 лет. Назначают их сроком на пять лет, максимум — два срока. Есть у КС и аппарат, сейчас он состоит из четырех человек.

Согласно закону, с запросами о конституционности или нет (того или иного документа) могут обратиться органы власти разных уровней. Также обратиться имеют возможность и граждане, и юрлица, полагающие, что их права нарушены какими-либо актами. Законопроекты, которые будут вноситься в Госсовет, касающиеся изменений в Конституцию РТ, должны будут проходить «фильтр» КС РТ. Кроме того, отметила Мустафина, КС РТ может «выражать мнение» по запросам главы РТ о том, соответствуют ли Конституции РТ договоры и соглашения с другими субъектами РФ.

Гафаров, бывший зам Гилазова в Верховном суде РТ, а ныне член КС РТ, озвучил «процедурную» часть работы КС РТ. В силу своего бывшего места службы Гафаров подчеркнул еще раз тезис Гилазова: «Конституционный совет — это не суд. Что такое суд, кому, как не нам, знать?» Этим отчасти объясняется «облегченная возможность» для граждан «войти» в КС РТ, указал Гафаров: чтобы подать заявление, не придется платить госпошлину. Жестких требований к заявлению нет, можно подать как письменно, так и дистанционно. Если будут какие-то ошибки в заявлении, то гражданину будут максимально содействовать, чтобы их поправить — перекрывать путь ему не будут в этом случае. Здесь нет предмета спора, нет сторон, здесь не будет таких понятий, как «доказательство». « Мы посчитали, что в тех случаях, когда граждане находятся в более уязвимом положении по отношению к государству, им должны быть созданы максимальные условия для защиты их конституционных прав », — объяснил Гафаров. Решения по обращениям станут приниматься коллегиально после слушаний. Запросы главы РТ будут рассматриваться в первоочередном порядке в течение 20 дней.

« Несмотря на самостоятельность и некоторые атрибуты независимости нашего органа, мы, конечно же, связаны наличием запросов . Соответственно, эффективность нашей деятельности зависит напрямую от активности субъектов обращения», — поддержал Гафаров тезис Гилазова.

Соавтор поправок к Конституции: «Перед вами стоит совершенно потрясающая задача…»

Гилазов подвел экспресс-итоги первой стодневки. «Мы не правопреемник Конституционного суда, мы самостоятельный государственный орган республики и, естественно, начинали с нуля», — сказал Гилазов. Создали юрлицо, сайт, расписание, наняли сотрудников, оформили помещение, сделали косметический ремонт. Впрочем, были не только земные заботы: поучаствовали в конференциях и форумах, съездили с рабочим визитом в Башкортостан, где КС работает уже с 1 января 2023 года. Первый КС создали еще в Адыгее в 2021-м, потом — в Якутии и затем — у соседей, в Уфе. «Обменялись мнениями, будем сотрудничать», — подытожил Гилазов. По сути, иных путей, кроме как перенимать опыт друг у друга, в этом случае немного, следовало из его слов. «Федеральный законодатель не определил никаких параметров, касающихся конституционных советов республик. Поэтому, куда и как двигаться, определяться нам!» — заявил Гилазов.

По его словам, он направил председателям законодательных органов всех регионов России информацию о создании КС в Татарстане. «Там и мысль проскальзывает, что, если желаете, тоже можете создать [конституционный совет в своем регионе]. Возможно, также последуют нашему примеру», — добавил Гилазов.

На этом работа только начинается. «У нас уже имеется первое обращение, которое имеет перспективу принятия к рассмотрению», — заинтриговал Гилазов и обратил внимание к залу: есть ли у коллег вопросы.

«Вопросов много», — улыбаясь, говорил из зала Султанов. «Время покажет», — отвечал ему Гилазов, будто зная, о чем хочет сказать ученый.

ГФИ по РТ Демидов рапортовал, что вопросов у него нет, но назвал «правильным» и «мудрым» решение о создании такого органа. «У вас солидные полномочия, направленные на укрепление законности в нашем многонациональном Татарстане», — сказал он. «Будем работать!» — отвечал ему Гилазов.

«Перед вами стоит совершенно потрясающая задача, — все же будто не сдержался Султанов, сидевший в первом ряду. — И я, как в определенной мере причастный к этому процессу, представляю, точнее, не представляю, какие будут у вас заключения по проектам Конституции Республики Татарстан. Вы понимаете, на что вы будете проверять [соответствие]? Если проект будет предусматривать изменение Конституции. Мне теоретически очень интересно, на что и как вы будете проверять соответствие этого проекта?» На этот риторический вопрос, по словам Султанова, даст ответ только практика.

Анастасия Гусева Фото: Оксана Король

Последние новости

Погода в Альметьевске на 24 ноября

Население ожидает ясный день с умеренной температурой.

Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры

Городские власти представили план по модернизации общественного транспорта.

Уведомление от Управления по гидрометеорологии Татарстана

Обращение к гражданам о важной информации.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Феодосии

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *