12.10.2022
Мониторинг законодательных новшеств
Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2022 г.
1. Новое в законодательстве (изменения, вступившие в силу)
- Требования к инвестпроектам в моногородах скорректированы
Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2022 г. № 1537 “О внесении изменения в подпункт «д» пункта 1 требований к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)”.
Инвестпроект, реализуемый резидентами ТОР в моногородах, с 10 сентября 2022 г. может предусматривать производство товаров и (или) оказание услуг, выполнение работ по видам экономической деятельности, в которых занято 20% или более среднесписочной численности работников всех организаций моногорода.
- Правительство утвердило параметры промышленной ипотеки
Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2022 г. № 1570 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным российским организациям и (или) индивидуальным предпринимателям на приобретение объектов недвижимого имущества в целях осуществления деятельности в сфере промышленности»
В России запускается программа промышленной ипотеки. В ее рамках предприятия смогут получить кредиты на покупку недвижимости для промышленного производства по льготной ставке 5% годовых на срок до 7 лет. Для технологических компаний ставка составит всего лишь 3% годовых. Максимальный размер кредита - 500 млн руб.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.
- Субсидирование лизинговых платежей промышленных предприятий Татарстана
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 сентября 2022 г. № 949 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан на возмещение промышленным предприятиям части затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями»
Определены цель, условия и механизм предоставления в соответствии с госпрограммой развития обрабатывающих отраслей промышленности Республики Татарстан субсидий на возмещение промышленным предприятиям части затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями.
Источником финансового обеспечения субсидии являются средства бюджета республики и средства иного межбюджетного трансферта, предоставляемые из федерального бюджета.
Субсидии предоставляются по результатам отбора, проводимого Минпромторгом РТ в форме конкурса, который заключается в определении получателя субсидии исходя из наилучших условий достижения результатов предоставления субсидии.
Получатель субсидии по итогам трех последовательных лет начиная с года предоставления субсидии должен обеспечить достижение установленных результатов. Например, отношение количества созданных рабочих мест к размеру предоставленной субсидии должна составить не менее 0,00000134; отношение объема инвестиций в основной капитал к размеру предоставленной субсидии - не менее 9,32.
Субсидия предоставляется в размере не более 50% фактически понесенных затрат (без учета НДС) и в сумме, не превышающей 10 млн руб. одному победителю отбора.
Закреплены основания для отклонения заявок.
- Утвержден порядок конкурсного отбора инвестпроектов в рамках господдержки производства сельхозпродукции
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 3 августа 2022 г. № 493 «Об утверждении Порядка конкурсного отбора инвестиционных проектов на возмещение части прямых понесенных затрат по реализуемым объектам»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 Сентября 2022 г. Регистрационный № 69904.
Регионам выделяются трансферты на возмещение части прямых понесённых затрат на создание и модернизацию объектов по переработке сельхозпродукции. Установлен новый порядок конкурсного отбора инвестпроектов на возмещение таких затрат. Указаны требования к объектам по переработке сельхозпродукции.
Отбор проводит специально созданная комиссия Минсельхоза, в которой должно быть не менее 7 членов. Протокол заседания комиссии публикуется на сайте Министерства не позднее 10 рабочих дней с даты его подписания. Указан состав заявочной документации. Прилагаются образцы входящих в него документов.
- Разработана примерная форма специального инвестконтракта применительно к нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей, нефтегазохимической, угольной и электроэнергетической отраслям промышленности
Приказ Министерства энергетики РФ от 31 марта 2022 г. № 278 “Об утверждении примерной формы специального инвестиционного контракта применительно к нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей, нефтегазохимической, угольной и электроэнергетической отраслям промышленности”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 Сентября 2022 г. Регистрационный № 69991.
Минэнерго утвердило примерную форму специального инвестконтракта (СПИК) применительно к нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей, нефтегазохимической, угольной и электроэнергетической отраслям промышленности.
Напомним, что в Закон о промышленной политике были внесены изменения по вопросам заключения и реализации СПИК. Для проектов с объемом инвестиций до 50 млрд руб. предельные сроки действия контрактов увеличены до 15 лет, с объемом инвестиций свыше 50 млрд руб. - до 20 лет. Требуется конкурсный отбор участников. Реализуемая технология должна быть включена в перечень современных.
- ФНС разъяснило – когда участник регионального инвестпроекта может лишиться налоговых льгот?
Письмо Федеральной налоговой службы от 1 июля 2022 г. № СД-4-3/8388 О применении участником регионального инвестиционного проекта льгот по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых при несоответствии суммы капитальных вложений, предусмотренной проектом , сумме капитальных вложений, указанной в заявлении участника
В связи с тем, что в региональном инвестпроекте указывается планируемый объём капвложений, а в заявлении о применении налоговых льгот - объём произведённых капвложений, различие в этих показателях допустимо.
Превышение объёма фактических капвложений, указанного в заявлении, над объёмом капвложений в инвестпроекте не является основанием для отмены налоговых льгот.
Применение налоговых льгот прекращается в случае, когда по результатам налоговой проверки установлено, что объём фактически произведённых капвложений ниже объёма капвложений, указанных в заявлении.
- Правительство утвердило новый порядок заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений
Постановление Правительства России от 13 сентября 2022 г. №1602 «О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений»
Возобновлено заключение соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Этому механизму отведена одна из ключевых ролей в перезапуске инвестиционного цикла. Он предлагает возмещение затрат на инфраструктуру и стабилизацию условий предпринимательской деятельности.
Бизнес получил возможность учитывать заёмные средства в общем объёме капиталовложений. Налоговый мониторинг обеспечит ФНС прямой доступ к бухгалтерии компаний, которые реализуют проекты в рамках СЗПК, избавив от камеральных проверок. Это упростит возмещение затрат на строительство инфраструктуры.
Регионы могут подготовить заключения на инвестпроекты, оценив их воздействие на региональную экономику.
Уточнён состав и условия стабилизационных оговорок, которые фиксируют уровень налогов и гарантируют неизменность законодательства для инвестора. Срок стабилизации возможно продлить, когда инвестор не в состоянии выполнить обязательства по независящим от него причинам.
Разработкой ГИС «Капиталовложения» занимается ФНС. Уже готова первая очередь. Она позволяет заключать СЗПК в электронной форме. В дальнейшем ГИС свяжут с основными информсистемами. На базе «Капиталовложений» организуют реестр проектов СЗПК, мониторинг их реализации, возмещение затрат и предоставление налоговых вычетов.
- Ускоренный порядок заключения специальных инвестиционных контрактов продлён до конца 2023 г.
Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2022 г. № 1660 “О внесении изменений в Правила заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов” (документ не вступил в силу)
Российские компании, внедряющие новые технологии в промышленное производство, смогут в два раза быстрее заключать с государством специальные инвестиционные контракты (СПИК 2.0) до конца 2023 г. Минимально возможный срок этой процедуры был сокращён до полутора месяцев в апреле 2022 г. Такого сокращения удалось добиться благодаря пересмотру регламента части процедур. Во-первых, теперь Минпромторг должен дать ответ на предложение компании-инвестора о заключении СПИК 2.0 в течение 5 рабочих дней, а не 10 дней, как было ранее. Во-вторых, с 30-45 до максимум 10 календарных дней сокращён срок разработки документации о проведении конкурсного отбора. В-третьих, свою заявку на участие в конкурсном отборе компания-инвестор может подать сразу же после размещения извещения о его проведении. Раньше срок подачи заявок наступал только через 30 дней после размещения конкурсной документации.
- Образована рабочая группа по содействию реализации новых инвестпроектов по СЗПК
Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2022 г. № 1601 «О рабочей группе по содействию реализации новых инвестиционных проектов на основании соглашений о защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»
Утвержден состав рабочей группы по содействию реализации новых инвестиционных проектов на основании соглашений о защите и поощрении капиталовложений в РФ. Регламентирован порядок ее деятельности.
Рабочая группа рассматривает подготовленное уполномоченной Правительством организацией отрицательное заключение на направленные организацией, реализующей проект, заявление о заключении соглашения и прилагаемые к нему документы и материалы. По итогам рассмотрения заключения рабочая группа выносит решение, содержащее рекомендации уполномоченному ФОИВ, об отказе в заключении соглашения и возврате проекта соглашения организации для доработки.
Рабочую группу возглавляет Министр экономического развития. В нее входят представители ФОИВ и общественных объединений России.
- Правительство утвердило перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, которые применяются при СЗПК
Распоряжение Правительства РФ от 21 сентября 2022 г. № 2724-р Об утверждении перечня федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, которые применяются с учетом особенностей, установленных статьей 9 Федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»
В отношении организации не применяются акты и решения, ухудшающие условия ведения предпринимательской и иной деятельности, связанной с реализацией инвестпроекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, по сравнению с условиями, определёнными на момент заключения такого соглашения.
Правительство определило федеральные законы и иные НПА - стабилизируемые акты и решения, устанавливающие правовое регулирование, в отношении которого не применяются акты и решения, изменяющие такое регулирование. Указаны конкретные положения актов и решений.
2. Законодательные инициативы
- В Госдуму внесен законопроект об Исламском банкинге, Татарстан — пилотный регион.
Досье на проект федерального закона № 198584-8 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации»
Законопроект определяет основные принципы установления экспериментального правового режима (далее - ЭПР) осуществления деятельности участников ЭПР по партнерскому финансированию, а также регулирует отношения, возникающие в связи с установлением ЭПР.
Исламский банкинг подразумевает ведение банковской деятельности в соответствии с нормами ислама. В частности, запрещены ссудные проценты и различные финансовые спекуляции
Согласно документу, в пилотном проекте по реализации исламского банкинга будут участвовать Дагестан, Чечня, а также Башкирия и Татарстан. Эксперимент начнется с 1 февраля 2023 года и продлится два года. Срок его проведения может быть продлен Правительством РФ по согласованию с Банком России.
В пояснительной записке к проекту отмечается, что такие услуги будут предоставлять некредитные финансовые организации (НФО). Эти организации будут внесены в реестр Банка России, а также состоять в саморегулируемой организации (СРО).
Под исламским банкингом подразумевается ведение деятельности в соответствии с нормами ислама. Запрещены выплата процентов (риба) и производные от нее процентные сделки, сделки с условиями неопределенности (гарар), а также финансирование определенных секторов экономики: игорный бизнес, производство свинины, алкогольной продукции и табака.
- Требования к инвестпроектам в моногородах скорректированы
Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2022 г. № 1537 “О внесении изменения в подпункт «д» пункта 1 требований к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)”.
Инвестпроект, реализуемый резидентами ТОР в моногородах, с 10 сентября 2022 г. может предусматривать производство товаров и (или) оказание услуг, выполнение работ по видам экономической деятельности, в которых занято 20% или более среднесписочной численности работников всех организаций моногорода.
- Правительство утвердило параметры промышленной ипотеки
Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2022 г. № 1570 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным российским организациям и (или) индивидуальным предпринимателям на приобретение объектов недвижимого имущества в целях осуществления деятельности в сфере промышленности»
В России запускается программа промышленной ипотеки. В ее рамках предприятия смогут получить кредиты на покупку недвижимости для промышленного производства по льготной ставке 5% годовых на срок до 7 лет. Для технологических компаний ставка составит всего лишь 3% годовых. Максимальный размер кредита - 500 млн руб.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.
- Субсидирование лизинговых платежей промышленных предприятий Татарстана
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 сентября 2022 г. № 949 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан на возмещение промышленным предприятиям части затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями»
Определены цель, условия и механизм предоставления в соответствии с госпрограммой развития обрабатывающих отраслей промышленности Республики Татарстан субсидий на возмещение промышленным предприятиям части затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями.
Источником финансового обеспечения субсидии являются средства бюджета республики и средства иного межбюджетного трансферта, предоставляемые из федерального бюджета.
Субсидии предоставляются по результатам отбора, проводимого Минпромторгом РТ в форме конкурса, который заключается в определении получателя субсидии исходя из наилучших условий достижения результатов предоставления субсидии.
Получатель субсидии по итогам трех последовательных лет начиная с года предоставления субсидии должен обеспечить достижение установленных результатов. Например, отношение количества созданных рабочих мест к размеру предоставленной субсидии должна составить не менее 0,00000134; отношение объема инвестиций в основной капитал к размеру предоставленной субсидии - не менее 9,32.
Субсидия предоставляется в размере не более 50% фактически понесенных затрат (без учета НДС) и в сумме, не превышающей 10 млн руб. одному победителю отбора.
Закреплены основания для отклонения заявок.
- Утвержден порядок конкурсного отбора инвестпроектов в рамках господдержки производства сельхозпродукции
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 3 августа 2022 г. № 493 «Об утверждении Порядка конкурсного отбора инвестиционных проектов на возмещение части прямых понесенных затрат по реализуемым объектам»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 Сентября 2022 г. Регистрационный № 69904.
Регионам выделяются трансферты на возмещение части прямых понесённых затрат на создание и модернизацию объектов по переработке сельхозпродукции. Установлен новый порядок конкурсного отбора инвестпроектов на возмещение таких затрат. Указаны требования к объектам по переработке сельхозпродукции.
Отбор проводит специально созданная комиссия Минсельхоза, в которой должно быть не менее 7 членов. Протокол заседания комиссии публикуется на сайте Министерства не позднее 10 рабочих дней с даты его подписания. Указан состав заявочной документации. Прилагаются образцы входящих в него документов.
- Разработана примерная форма специального инвестконтракта применительно к нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей, нефтегазохимической, угольной и электроэнергетической отраслям промышленности
Приказ Министерства энергетики РФ от 31 марта 2022 г. № 278 “Об утверждении примерной формы специального инвестиционного контракта применительно к нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей, нефтегазохимической, угольной и электроэнергетической отраслям промышленности”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 Сентября 2022 г. Регистрационный № 69991.
Минэнерго утвердило примерную форму специального инвестконтракта (СПИК) применительно к нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей, нефтегазохимической, угольной и электроэнергетической отраслям промышленности.
Напомним, что в Закон о промышленной политике были внесены изменения по вопросам заключения и реализации СПИК. Для проектов с объемом инвестиций до 50 млрд руб. предельные сроки действия контрактов увеличены до 15 лет, с объемом инвестиций свыше 50 млрд руб. - до 20 лет. Требуется конкурсный отбор участников. Реализуемая технология должна быть включена в перечень современных.
- ФНС разъяснило – когда участник регионального инвестпроекта может лишиться налоговых льгот?
Письмо Федеральной налоговой службы от 1 июля 2022 г. № СД-4-3/8388 О применении участником регионального инвестиционного проекта льгот по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых при несоответствии суммы капитальных вложений, предусмотренной проектом , сумме капитальных вложений, указанной в заявлении участника
В связи с тем, что в региональном инвестпроекте указывается планируемый объём капвложений, а в заявлении о применении налоговых льгот - объём произведённых капвложений, различие в этих показателях допустимо.
Превышение объёма фактических капвложений, указанного в заявлении, над объёмом капвложений в инвестпроекте не является основанием для отмены налоговых льгот.
Применение налоговых льгот прекращается в случае, когда по результатам налоговой проверки установлено, что объём фактически произведённых капвложений ниже объёма капвложений, указанных в заявлении.
- Правительство утвердило новый порядок заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений
Постановление Правительства России от 13 сентября 2022 г. №1602 «О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений»
Возобновлено заключение соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Этому механизму отведена одна из ключевых ролей в перезапуске инвестиционного цикла. Он предлагает возмещение затрат на инфраструктуру и стабилизацию условий предпринимательской деятельности.
Бизнес получил возможность учитывать заёмные средства в общем объёме капиталовложений. Налоговый мониторинг обеспечит ФНС прямой доступ к бухгалтерии компаний, которые реализуют проекты в рамках СЗПК, избавив от камеральных проверок. Это упростит возмещение затрат на строительство инфраструктуры.
Регионы могут подготовить заключения на инвестпроекты, оценив их воздействие на региональную экономику.
Уточнён состав и условия стабилизационных оговорок, которые фиксируют уровень налогов и гарантируют неизменность законодательства для инвестора. Срок стабилизации возможно продлить, когда инвестор не в состоянии выполнить обязательства по независящим от него причинам.
Разработкой ГИС «Капиталовложения» занимается ФНС. Уже готова первая очередь. Она позволяет заключать СЗПК в электронной форме. В дальнейшем ГИС свяжут с основными информсистемами. На базе «Капиталовложений» организуют реестр проектов СЗПК, мониторинг их реализации, возмещение затрат и предоставление налоговых вычетов.
- Ускоренный порядок заключения специальных инвестиционных контрактов продлён до конца 2023 г.
Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2022 г. № 1660 “О внесении изменений в Правила заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов” (документ не вступил в силу)
Российские компании, внедряющие новые технологии в промышленное производство, смогут в два раза быстрее заключать с государством специальные инвестиционные контракты (СПИК 2.0) до конца 2023 г. Минимально возможный срок этой процедуры был сокращён до полутора месяцев в апреле 2022 г. Такого сокращения удалось добиться благодаря пересмотру регламента части процедур. Во-первых, теперь Минпромторг должен дать ответ на предложение компании-инвестора о заключении СПИК 2.0 в течение 5 рабочих дней, а не 10 дней, как было ранее. Во-вторых, с 30-45 до максимум 10 календарных дней сокращён срок разработки документации о проведении конкурсного отбора. В-третьих, свою заявку на участие в конкурсном отборе компания-инвестор может подать сразу же после размещения извещения о его проведении. Раньше срок подачи заявок наступал только через 30 дней после размещения конкурсной документации.
- Образована рабочая группа по содействию реализации новых инвестпроектов по СЗПК
Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2022 г. № 1601 «О рабочей группе по содействию реализации новых инвестиционных проектов на основании соглашений о защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»
Утвержден состав рабочей группы по содействию реализации новых инвестиционных проектов на основании соглашений о защите и поощрении капиталовложений в РФ. Регламентирован порядок ее деятельности.
Рабочая группа рассматривает подготовленное уполномоченной Правительством организацией отрицательное заключение на направленные организацией, реализующей проект, заявление о заключении соглашения и прилагаемые к нему документы и материалы. По итогам рассмотрения заключения рабочая группа выносит решение, содержащее рекомендации уполномоченному ФОИВ, об отказе в заключении соглашения и возврате проекта соглашения организации для доработки.
Рабочую группу возглавляет Министр экономического развития. В нее входят представители ФОИВ и общественных объединений России.
- Правительство утвердило перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, которые применяются при СЗПК
Распоряжение Правительства РФ от 21 сентября 2022 г. № 2724-р Об утверждении перечня федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, которые применяются с учетом особенностей, установленных статьей 9 Федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»
В отношении организации не применяются акты и решения, ухудшающие условия ведения предпринимательской и иной деятельности, связанной с реализацией инвестпроекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, по сравнению с условиями, определёнными на момент заключения такого соглашения.
Правительство определило федеральные законы и иные НПА - стабилизируемые акты и решения, устанавливающие правовое регулирование, в отношении которого не применяются акты и решения, изменяющие такое регулирование. Указаны конкретные положения актов и решений.
2. Законодательные инициативы
- В Госдуму внесен законопроект об Исламском банкинге, Татарстан — пилотный регион.
Досье на проект федерального закона № 198584-8 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации»
Законопроект определяет основные принципы установления экспериментального правового режима (далее - ЭПР) осуществления деятельности участников ЭПР по партнерскому финансированию, а также регулирует отношения, возникающие в связи с установлением ЭПР.
Исламский банкинг подразумевает ведение банковской деятельности в соответствии с нормами ислама. В частности, запрещены ссудные проценты и различные финансовые спекуляции
Согласно документу, в пилотном проекте по реализации исламского банкинга будут участвовать Дагестан, Чечня, а также Башкирия и Татарстан. Эксперимент начнется с 1 февраля 2023 года и продлится два года. Срок его проведения может быть продлен Правительством РФ по согласованию с Банком России.
В пояснительной записке к проекту отмечается, что такие услуги будут предоставлять некредитные финансовые организации (НФО). Эти организации будут внесены в реестр Банка России, а также состоять в саморегулируемой организации (СРО).
Под исламским банкингом подразумевается ведение деятельности в соответствии с нормами ислама. Запрещены выплата процентов (риба) и производные от нее процентные сделки, сделки с условиями неопределенности (гарар), а также финансирование определенных секторов экономики: игорный бизнес, производство свинины, алкогольной продукции и табака.
Последние новости
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОПЕРАТИВНЫЙ ПРОГНОЗ возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Республики Татарстан на 6 мая 2024 года
Облачно с прояснениями. Осадки, преимущественно в виде дождя, днем небольшие.
Крындинская сельская библиотека стала обладателем гранта республиканского конкурса
Грантовые средства планируется использовать на приобретение оборудования для детской игровой зоны Крындинская сельская библиотека стала обладателем гранта республиканского конкурса в номинации «Лучшая сельская библиот
Сосновский сельский клуб присоединился к акции «Культура памяти»
В рамках акции проводится уборка могил известных деятелей культуры Активисты Девятернинского и Сосновского сельских клубов побывали на могиле Мазита Исрафилова.
Как найти действующие промокоды
Как найти и использовать действующие промокоды для скидок