Мониторинг законодательных новшеств
Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2022 г.
1. Новое в законодательстве (изменения, вступившие в силу)
- Требования к инвестпроектам в моногородах скорректированы
Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2022 г. № 1537 “О внесении изменения в подпункт «д» пункта 1 требований к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)”.
Инвестпроект, реализуемый резидентами ТОР в моногородах, с 10 сентября 2022 г. может предусматривать производство товаров и (или) оказание услуг, выполнение работ по видам экономической деятельности, в которых занято 20% или более среднесписочной численности работников всех организаций моногорода.
- Правительство утвердило параметры промышленной ипотеки
Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2022 г. № 1570 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным российским организациям и (или) индивидуальным предпринимателям на приобретение объектов недвижимого имущества в целях осуществления деятельности в сфере промышленности»
В России запускается программа промышленной ипотеки. В ее рамках предприятия смогут получить кредиты на покупку недвижимости для промышленного производства по льготной ставке 5% годовых на срок до 7 лет. Для технологических компаний ставка составит всего лишь 3% годовых. Максимальный размер кредита - 500 млн руб.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.
- Субсидирование лизинговых платежей промышленных предприятий Татарстана
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 сентября 2022 г. № 949 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан на возмещение промышленным предприятиям части затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями»
Определены цель, условия и механизм предоставления в соответствии с госпрограммой развития обрабатывающих отраслей промышленности Республики Татарстан субсидий на возмещение промышленным предприятиям части затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями.
Источником финансового обеспечения субсидии являются средства бюджета республики и средства иного межбюджетного трансферта, предоставляемые из федерального бюджета.
Субсидии предоставляются по результатам отбора, проводимого Минпромторгом РТ в форме конкурса, который заключается в определении получателя субсидии исходя из наилучших условий достижения результатов предоставления субсидии.
Получатель субсидии по итогам трех последовательных лет начиная с года предоставления субсидии должен обеспечить достижение установленных результатов. Например, отношение количества созданных рабочих мест к размеру предоставленной субсидии должна составить не менее 0,00000134; отношение объема инвестиций в основной капитал к размеру предоставленной субсидии - не менее 9,32.
Субсидия предоставляется в размере не более 50% фактически понесенных затрат (без учета НДС) и в сумме, не превышающей 10 млн руб. одному победителю отбора.
Закреплены основания для отклонения заявок.
- Утвержден порядок конкурсного отбора инвестпроектов в рамках господдержки производства сельхозпродукции
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 3 августа 2022 г. № 493 «Об утверждении Порядка конкурсного отбора инвестиционных проектов на возмещение части прямых понесенных затрат по реализуемым объектам»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 Сентября 2022 г. Регистрационный № 69904.
Регионам выделяются трансферты на возмещение части прямых понесённых затрат на создание и модернизацию объектов по переработке сельхозпродукции. Установлен новый порядок конкурсного отбора инвестпроектов на возмещение таких затрат. Указаны требования к объектам по переработке сельхозпродукции.
Отбор проводит специально созданная комиссия Минсельхоза, в которой должно быть не менее 7 членов. Протокол заседания комиссии публикуется на сайте Министерства не позднее 10 рабочих дней с даты его подписания. Указан состав заявочной документации. Прилагаются образцы входящих в него документов.
- Разработана примерная форма специального инвестконтракта применительно к нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей, нефтегазохимической, угольной и электроэнергетической отраслям промышленности
Приказ Министерства энергетики РФ от 31 марта 2022 г. № 278 “Об утверждении примерной формы специального инвестиционного контракта применительно к нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей, нефтегазохимической, угольной и электроэнергетической отраслям промышленности”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 Сентября 2022 г. Регистрационный № 69991.
Минэнерго утвердило примерную форму специального инвестконтракта (СПИК) применительно к нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей, нефтегазохимической, угольной и электроэнергетической отраслям промышленности.
Напомним, что в Закон о промышленной политике были внесены изменения по вопросам заключения и реализации СПИК. Для проектов с объемом инвестиций до 50 млрд руб. предельные сроки действия контрактов увеличены до 15 лет, с объемом инвестиций свыше 50 млрд руб. - до 20 лет. Требуется конкурсный отбор участников. Реализуемая технология должна быть включена в перечень современных.
- ФНС разъяснило – когда участник регионального инвестпроекта может лишиться налоговых льгот?
Письмо Федеральной налоговой службы от 1 июля 2022 г. № СД-4-3/8388 О применении участником регионального инвестиционного проекта льгот по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых при несоответствии суммы капитальных вложений, предусмотренной проектом , сумме капитальных вложений, указанной в заявлении участника
В связи с тем, что в региональном инвестпроекте указывается планируемый объём капвложений, а в заявлении о применении налоговых льгот - объём произведённых капвложений, различие в этих показателях допустимо.
Превышение объёма фактических капвложений, указанного в заявлении, над объёмом капвложений в инвестпроекте не является основанием для отмены налоговых льгот.
Применение налоговых льгот прекращается в случае, когда по результатам налоговой проверки установлено, что объём фактически произведённых капвложений ниже объёма капвложений, указанных в заявлении.
- Правительство утвердило новый порядок заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений
Постановление Правительства России от 13 сентября 2022 г. №1602 «О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений»
Возобновлено заключение соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Этому механизму отведена одна из ключевых ролей в перезапуске инвестиционного цикла. Он предлагает возмещение затрат на инфраструктуру и стабилизацию условий предпринимательской деятельности.
Бизнес получил возможность учитывать заёмные средства в общем объёме капиталовложений. Налоговый мониторинг обеспечит ФНС прямой доступ к бухгалтерии компаний, которые реализуют проекты в рамках СЗПК, избавив от камеральных проверок. Это упростит возмещение затрат на строительство инфраструктуры.
Регионы могут подготовить заключения на инвестпроекты, оценив их воздействие на региональную экономику.
Уточнён состав и условия стабилизационных оговорок, которые фиксируют уровень налогов и гарантируют неизменность законодательства для инвестора. Срок стабилизации возможно продлить, когда инвестор не в состоянии выполнить обязательства по независящим от него причинам.
Разработкой ГИС «Капиталовложения» занимается ФНС. Уже готова первая очередь. Она позволяет заключать СЗПК в электронной форме. В дальнейшем ГИС свяжут с основными информсистемами. На базе «Капиталовложений» организуют реестр проектов СЗПК, мониторинг их реализации, возмещение затрат и предоставление налоговых вычетов.
- Ускоренный порядок заключения специальных инвестиционных контрактов продлён до конца 2023 г.
Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2022 г. № 1660 “О внесении изменений в Правила заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов” (документ не вступил в силу)
Российские компании, внедряющие новые технологии в промышленное производство, смогут в два раза быстрее заключать с государством специальные инвестиционные контракты (СПИК 2.0) до конца 2023 г. Минимально возможный срок этой процедуры был сокращён до полутора месяцев в апреле 2022 г. Такого сокращения удалось добиться благодаря пересмотру регламента части процедур. Во-первых, теперь Минпромторг должен дать ответ на предложение компании-инвестора о заключении СПИК 2.0 в течение 5 рабочих дней, а не 10 дней, как было ранее. Во-вторых, с 30-45 до максимум 10 календарных дней сокращён срок разработки документации о проведении конкурсного отбора. В-третьих, свою заявку на участие в конкурсном отборе компания-инвестор может подать сразу же после размещения извещения о его проведении. Раньше срок подачи заявок наступал только через 30 дней после размещения конкурсной документации.
- Образована рабочая группа по содействию реализации новых инвестпроектов по СЗПК
Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2022 г. № 1601 «О рабочей группе по содействию реализации новых инвестиционных проектов на основании соглашений о защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»
Утвержден состав рабочей группы по содействию реализации новых инвестиционных проектов на основании соглашений о защите и поощрении капиталовложений в РФ. Регламентирован порядок ее деятельности.
Рабочая группа рассматривает подготовленное уполномоченной Правительством организацией отрицательное заключение на направленные организацией, реализующей проект, заявление о заключении соглашения и прилагаемые к нему документы и материалы. По итогам рассмотрения заключения рабочая группа выносит решение, содержащее рекомендации уполномоченному ФОИВ, об отказе в заключении соглашения и возврате проекта соглашения организации для доработки.
Рабочую группу возглавляет Министр экономического развития. В нее входят представители ФОИВ и общественных объединений России.
- Правительство утвердило перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, которые применяются при СЗПК
Распоряжение Правительства РФ от 21 сентября 2022 г. № 2724-р Об утверждении перечня федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, которые применяются с учетом особенностей, установленных статьей 9 Федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»
В отношении организации не применяются акты и решения, ухудшающие условия ведения предпринимательской и иной деятельности, связанной с реализацией инвестпроекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, по сравнению с условиями, определёнными на момент заключения такого соглашения.
Правительство определило федеральные законы и иные НПА - стабилизируемые акты и решения, устанавливающие правовое регулирование, в отношении которого не применяются акты и решения, изменяющие такое регулирование. Указаны конкретные положения актов и решений.
2. Законодательные инициативы
- В Госдуму внесен законопроект об Исламском банкинге, Татарстан — пилотный регион.
Досье на проект федерального закона № 198584-8 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации»
Законопроект определяет основные принципы установления экспериментального правового режима (далее - ЭПР) осуществления деятельности участников ЭПР по партнерскому финансированию, а также регулирует отношения, возникающие в связи с установлением ЭПР.
Исламский банкинг подразумевает ведение банковской деятельности в соответствии с нормами ислама. В частности, запрещены ссудные проценты и различные финансовые спекуляции
Согласно документу, в пилотном проекте по реализации исламского банкинга будут участвовать Дагестан, Чечня, а также Башкирия и Татарстан. Эксперимент начнется с 1 февраля 2023 года и продлится два года. Срок его проведения может быть продлен Правительством РФ по согласованию с Банком России.
В пояснительной записке к проекту отмечается, что такие услуги будут предоставлять некредитные финансовые организации (НФО). Эти организации будут внесены в реестр Банка России, а также состоять в саморегулируемой организации (СРО).
Под исламским банкингом подразумевается ведение деятельности в соответствии с нормами ислама. Запрещены выплата процентов (риба) и производные от нее процентные сделки, сделки с условиями неопределенности (гарар), а также финансирование определенных секторов экономики: игорный бизнес, производство свинины, алкогольной продукции и табака.
- Требования к инвестпроектам в моногородах скорректированы
Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2022 г. № 1537 “О внесении изменения в подпункт «д» пункта 1 требований к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)”.
Инвестпроект, реализуемый резидентами ТОР в моногородах, с 10 сентября 2022 г. может предусматривать производство товаров и (или) оказание услуг, выполнение работ по видам экономической деятельности, в которых занято 20% или более среднесписочной численности работников всех организаций моногорода.
- Правительство утвердило параметры промышленной ипотеки
Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2022 г. № 1570 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным российским организациям и (или) индивидуальным предпринимателям на приобретение объектов недвижимого имущества в целях осуществления деятельности в сфере промышленности»
В России запускается программа промышленной ипотеки. В ее рамках предприятия смогут получить кредиты на покупку недвижимости для промышленного производства по льготной ставке 5% годовых на срок до 7 лет. Для технологических компаний ставка составит всего лишь 3% годовых. Максимальный размер кредита - 500 млн руб.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.
- Субсидирование лизинговых платежей промышленных предприятий Татарстана
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 сентября 2022 г. № 949 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан на возмещение промышленным предприятиям части затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями»
Определены цель, условия и механизм предоставления в соответствии с госпрограммой развития обрабатывающих отраслей промышленности Республики Татарстан субсидий на возмещение промышленным предприятиям части затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями.
Источником финансового обеспечения субсидии являются средства бюджета республики и средства иного межбюджетного трансферта, предоставляемые из федерального бюджета.
Субсидии предоставляются по результатам отбора, проводимого Минпромторгом РТ в форме конкурса, который заключается в определении получателя субсидии исходя из наилучших условий достижения результатов предоставления субсидии.
Получатель субсидии по итогам трех последовательных лет начиная с года предоставления субсидии должен обеспечить достижение установленных результатов. Например, отношение количества созданных рабочих мест к размеру предоставленной субсидии должна составить не менее 0,00000134; отношение объема инвестиций в основной капитал к размеру предоставленной субсидии - не менее 9,32.
Субсидия предоставляется в размере не более 50% фактически понесенных затрат (без учета НДС) и в сумме, не превышающей 10 млн руб. одному победителю отбора.
Закреплены основания для отклонения заявок.
- Утвержден порядок конкурсного отбора инвестпроектов в рамках господдержки производства сельхозпродукции
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 3 августа 2022 г. № 493 «Об утверждении Порядка конкурсного отбора инвестиционных проектов на возмещение части прямых понесенных затрат по реализуемым объектам»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 Сентября 2022 г. Регистрационный № 69904.
Регионам выделяются трансферты на возмещение части прямых понесённых затрат на создание и модернизацию объектов по переработке сельхозпродукции. Установлен новый порядок конкурсного отбора инвестпроектов на возмещение таких затрат. Указаны требования к объектам по переработке сельхозпродукции.
Отбор проводит специально созданная комиссия Минсельхоза, в которой должно быть не менее 7 членов. Протокол заседания комиссии публикуется на сайте Министерства не позднее 10 рабочих дней с даты его подписания. Указан состав заявочной документации. Прилагаются образцы входящих в него документов.
- Разработана примерная форма специального инвестконтракта применительно к нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей, нефтегазохимической, угольной и электроэнергетической отраслям промышленности
Приказ Министерства энергетики РФ от 31 марта 2022 г. № 278 “Об утверждении примерной формы специального инвестиционного контракта применительно к нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей, нефтегазохимической, угольной и электроэнергетической отраслям промышленности”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 Сентября 2022 г. Регистрационный № 69991.
Минэнерго утвердило примерную форму специального инвестконтракта (СПИК) применительно к нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей, нефтегазохимической, угольной и электроэнергетической отраслям промышленности.
Напомним, что в Закон о промышленной политике были внесены изменения по вопросам заключения и реализации СПИК. Для проектов с объемом инвестиций до 50 млрд руб. предельные сроки действия контрактов увеличены до 15 лет, с объемом инвестиций свыше 50 млрд руб. - до 20 лет. Требуется конкурсный отбор участников. Реализуемая технология должна быть включена в перечень современных.
- ФНС разъяснило – когда участник регионального инвестпроекта может лишиться налоговых льгот?
Письмо Федеральной налоговой службы от 1 июля 2022 г. № СД-4-3/8388 О применении участником регионального инвестиционного проекта льгот по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых при несоответствии суммы капитальных вложений, предусмотренной проектом , сумме капитальных вложений, указанной в заявлении участника
В связи с тем, что в региональном инвестпроекте указывается планируемый объём капвложений, а в заявлении о применении налоговых льгот - объём произведённых капвложений, различие в этих показателях допустимо.
Превышение объёма фактических капвложений, указанного в заявлении, над объёмом капвложений в инвестпроекте не является основанием для отмены налоговых льгот.
Применение налоговых льгот прекращается в случае, когда по результатам налоговой проверки установлено, что объём фактически произведённых капвложений ниже объёма капвложений, указанных в заявлении.
- Правительство утвердило новый порядок заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений
Постановление Правительства России от 13 сентября 2022 г. №1602 «О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений»
Возобновлено заключение соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Этому механизму отведена одна из ключевых ролей в перезапуске инвестиционного цикла. Он предлагает возмещение затрат на инфраструктуру и стабилизацию условий предпринимательской деятельности.
Бизнес получил возможность учитывать заёмные средства в общем объёме капиталовложений. Налоговый мониторинг обеспечит ФНС прямой доступ к бухгалтерии компаний, которые реализуют проекты в рамках СЗПК, избавив от камеральных проверок. Это упростит возмещение затрат на строительство инфраструктуры.
Регионы могут подготовить заключения на инвестпроекты, оценив их воздействие на региональную экономику.
Уточнён состав и условия стабилизационных оговорок, которые фиксируют уровень налогов и гарантируют неизменность законодательства для инвестора. Срок стабилизации возможно продлить, когда инвестор не в состоянии выполнить обязательства по независящим от него причинам.
Разработкой ГИС «Капиталовложения» занимается ФНС. Уже готова первая очередь. Она позволяет заключать СЗПК в электронной форме. В дальнейшем ГИС свяжут с основными информсистемами. На базе «Капиталовложений» организуют реестр проектов СЗПК, мониторинг их реализации, возмещение затрат и предоставление налоговых вычетов.
- Ускоренный порядок заключения специальных инвестиционных контрактов продлён до конца 2023 г.
Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2022 г. № 1660 “О внесении изменений в Правила заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов” (документ не вступил в силу)
Российские компании, внедряющие новые технологии в промышленное производство, смогут в два раза быстрее заключать с государством специальные инвестиционные контракты (СПИК 2.0) до конца 2023 г. Минимально возможный срок этой процедуры был сокращён до полутора месяцев в апреле 2022 г. Такого сокращения удалось добиться благодаря пересмотру регламента части процедур. Во-первых, теперь Минпромторг должен дать ответ на предложение компании-инвестора о заключении СПИК 2.0 в течение 5 рабочих дней, а не 10 дней, как было ранее. Во-вторых, с 30-45 до максимум 10 календарных дней сокращён срок разработки документации о проведении конкурсного отбора. В-третьих, свою заявку на участие в конкурсном отборе компания-инвестор может подать сразу же после размещения извещения о его проведении. Раньше срок подачи заявок наступал только через 30 дней после размещения конкурсной документации.
- Образована рабочая группа по содействию реализации новых инвестпроектов по СЗПК
Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2022 г. № 1601 «О рабочей группе по содействию реализации новых инвестиционных проектов на основании соглашений о защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»
Утвержден состав рабочей группы по содействию реализации новых инвестиционных проектов на основании соглашений о защите и поощрении капиталовложений в РФ. Регламентирован порядок ее деятельности.
Рабочая группа рассматривает подготовленное уполномоченной Правительством организацией отрицательное заключение на направленные организацией, реализующей проект, заявление о заключении соглашения и прилагаемые к нему документы и материалы. По итогам рассмотрения заключения рабочая группа выносит решение, содержащее рекомендации уполномоченному ФОИВ, об отказе в заключении соглашения и возврате проекта соглашения организации для доработки.
Рабочую группу возглавляет Министр экономического развития. В нее входят представители ФОИВ и общественных объединений России.
- Правительство утвердило перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, которые применяются при СЗПК
Распоряжение Правительства РФ от 21 сентября 2022 г. № 2724-р Об утверждении перечня федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, которые применяются с учетом особенностей, установленных статьей 9 Федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»
В отношении организации не применяются акты и решения, ухудшающие условия ведения предпринимательской и иной деятельности, связанной с реализацией инвестпроекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, по сравнению с условиями, определёнными на момент заключения такого соглашения.
Правительство определило федеральные законы и иные НПА - стабилизируемые акты и решения, устанавливающие правовое регулирование, в отношении которого не применяются акты и решения, изменяющие такое регулирование. Указаны конкретные положения актов и решений.
2. Законодательные инициативы
- В Госдуму внесен законопроект об Исламском банкинге, Татарстан — пилотный регион.
Досье на проект федерального закона № 198584-8 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации»
Законопроект определяет основные принципы установления экспериментального правового режима (далее - ЭПР) осуществления деятельности участников ЭПР по партнерскому финансированию, а также регулирует отношения, возникающие в связи с установлением ЭПР.
Исламский банкинг подразумевает ведение банковской деятельности в соответствии с нормами ислама. В частности, запрещены ссудные проценты и различные финансовые спекуляции
Согласно документу, в пилотном проекте по реализации исламского банкинга будут участвовать Дагестан, Чечня, а также Башкирия и Татарстан. Эксперимент начнется с 1 февраля 2023 года и продлится два года. Срок его проведения может быть продлен Правительством РФ по согласованию с Банком России.
В пояснительной записке к проекту отмечается, что такие услуги будут предоставлять некредитные финансовые организации (НФО). Эти организации будут внесены в реестр Банка России, а также состоять в саморегулируемой организации (СРО).
Под исламским банкингом подразумевается ведение деятельности в соответствии с нормами ислама. Запрещены выплата процентов (риба) и производные от нее процентные сделки, сделки с условиями неопределенности (гарар), а также финансирование определенных секторов экономики: игорный бизнес, производство свинины, алкогольной продукции и табака.
Последние новости
Нарушение трудового законодательства в Кукморском районе
Прокуратура выявила отсутствие трудового договора у работника местной пекарни.
Успехи прокуратуры в борьбе с налоговыми долгами
Более 89 миллионов рублей были погашены благодаря скоординированной работе прокуратуры.
Визит министра труда в Актанышский район
Эльмира Зарипова провела рабочую встречу в Татарстане.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией
Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Шуе, охватывающие все важные события в городе